10.
Общая характеристика английской литературы XVII
в.
Понятие «литература XVII века» в истории английской
литературы не совпадает с хронологическими границами этого столетия.
Еще в 10-е годы, но особенно в 20-е годы XVII в. намечаются
существенные сдвиги в английском искусстве, и прежде всего кризис его
гуманистической традиции, столь широко развитой в эпоху Возрождения.
Последовавший затем этап, примерно до 90-х годов того же столетия, отмечен
напряженной борьбой между искусством, отражавшим настроения монархических
кругов, по преимуществу связанных с феодальной Англией, и искусством,
выражавшим настроения оппозиционных социальных групп и классов. Эта борьба,
шедшая с переменным успехом, закончилась к исходу века победой нового
искусства, выдвинувшего на рубеже XVII и XVIII столетий плеяду английских
писателей-просветителей, прежде всего Д. Дефо и Дж. Свифта, а также
многочисленную группу других деятелей раннего английского Просвещения. Их
творчество в своей совокупности отразило сложность английской общественной
жизни после так называемой «славной революции» 1688 г., когда династия Стюартов
была свергнута голландским штатгальтером Вильгельмом при помощи сговора
английских аристократов и представителей крупной буржуазии, условившихся о
разделе власти. Переворот 1688 г. представлял собой компромисс между
землевладельческой и торгово-промышленной Англией, надолго определивший историю
английского общества и развитие его культуры. С этого момента начинается новый
период в истории английской литературы, отмеченный прежде всего становлением
просветительских тенденций. Таким образом, можно определить общие границы
развития английской литературы XVII в. приблизительно 1620—1690 гг.
Эти семьдесят лет в истории английской литературы теснейшим
образом связаны с общественными процессами в Англии — с событиями революционной
эпохи. И хотя периодизация литературного процесса не всегда обусловлена
историческими событиями, тем не менее в данном случае — и это важная черта
специфики английской литературы XVII в. — именно исторические события
определяли эволюцию литературы и этапы ее развития.
В литературе 1620—1640 гг. отражается обострение
общественных противоречий в стране, созревание той ситуации, которая
окончательно сложилась в годы революции. С середины 40-х годов XVII в. и по
1660 г. отчетливо намечается второй период в развитии противоречий,
проявившихся еще в середине 40-х годов. Наконец, 60-е годы (и до конца 80-х) —
третий период, в котором развертывается борьба направлений, сложившихся после
падения республики в условиях реставрированной монархии.
В общем, в период от Возрождения к XVII столетию возникло то
особенно сложное переплетение
маньеристических, барочных, классицистических тенденций, которое
сохраняется в Англии на протяжении всей эпохи. Помня об этом, можно осознать не
только условность, но и необходимость внутренней периодизации литературного
процесса XVII века. Обычно специалисты
называют три этапа эволюции английской литературы столетия:
I) 1600-1630
II) 1640-1650-е
III) 60-80-е годы.
Обращаясь к анализу литературы первой трети XVII века, нужно обратить внимание на то, что ведущие
новаторские процессы происходят в это время и в театре - в классицистической драматургии младшего современника
Шекспира Бена Джонсона, и в поэзии,
прежде всего в творчестве Д. Донна, ставшего основателем поэтической
школы "метафизиков".
Немного
бессвязной инфы про метафизиков с семинара Иванова:
Использование категорий Аристотеля. На уровне дефиниций
описывается всё сущее. Все наличные вещи мира. Метафора – мать поэзии, символов
и героических девизов. Барочная метафорика – это умение в капле воды увидеть
целый мир. Связь с философией. Элемент спонтанности. Остроумие – это не только
быстрый, но и острый разум.
Разложить мир на составляющие и создать что-то новое.
Божественность этого дела: Бог в вещах, а ты их понимаешь. Функция по
обнаружению скрытого устройства мира.
Мифополитическая картина мира была до 16 века. Великая цепь
бытия, чёткая иерархическая лестница. Орёл=лев=роза=король. А теперь всё может
смешаться. У Данте всё было упорядочено. Уже у Ш всё трещит по швам, а в 17
веке устанавливается другое отношение к миру: бесконечность, атомы,
разбросанные в бесконечности, связано всё физическими равнодушными законами.
Для описаним нового мира начинает применять язык математики, главными приёмами
становятся анализ и синтез.
С одной стороны, человек приобрёл огромную власть над
окружающим миром. С другой стороны, познает-познает, а одухотворённости нет.
Барокко ещё не оперирует никакой математикой, но уже ищет новые пути познания
мира. Зачем надо проникать в суть вещей? Перед поэтом встаёт новая задача:
познать окружающий мир и поделиться с окружающими. Сейчас нам сложно понять
барокко, мы слишком далеко ушли в познании мира. Заново учиться понимать тайные
связи.
И снова к
адекватности:
Второй
этап развития английской литературы XVII
века приходится на годы революции и гражданской войны. Закономерно
поэтому, что период отмечен, прежде всего, бурным расцветом публицистических жанров, активным
влиянием литературы на общественно-политическую борьбу. Необходимо знать, что
среди выдающихся публицистов той поры важное место занимает Джон Мильтон.
Его публицистика показывает, как тесно связан писатель с
общественно-политической жизнью своей эпохи, с ее идеологическими конфликтами,
помогает осознать масштабность не только его сочинений, но и самой личности. Он
был центральной фигурой и политической, и литературной жизни страны, начал
писать уже в 20-е годы, а свои поздние сочинения выпустил в 70-е, прошел
существенную эволюцию. Если в свое время Р.М. Самарин в известной монографии
доказывал, что творческий метод Мильтона - классицизм,
то современные ученые, полемизируя с этой концепций, выделяют черты барочной поэтики Мильтона, предпочитают
характеризовать, по крайней мере, главное произведение писателя - поэму "Потерянный рай" - как пример
плодотворного и синтетического взаимодействия барокко и классицизма, относя к собственно классицистическим лишь
поздние произведения Мильтона. Столь же существенно меняется и сама трактовка
поэмы, образы Бога и Сатаны, сюжетный замысел в целом. Современные специалисты
не склонны прямолинейно истолковывать антитиранический пафос "Потерянного
рая", превращая Сатану в некоего "положительного героя". Однако
не следует забывать и о том, что образ Сатаны здесь не лишен некоей
привлекательности, яркости и мощи, что сюжет поэмы сложно соотносится как с
библейской сюжетикой и образностью, так и с современным политическим
контекстом. Конечно, Мильтон не рисует историю английской революции в
библейской оболочке, как иногда полагают, но его раздумья над своим временем,
над проблемами добра и зла, власти и восстания, над принципами гуманизма и
деспотизмом - проблемами, наполненными не только обобщенно-философским, но и
острым актуальным социально-политическим содержанием, не могли не отразиться в
произведении. Необходимо, анализируя поэму, проследить, как воплощается в
образно-стилевом облике произведения его проблематика, почувствовать и тяготение
автора к рационалистической упорядоченности, и стремление к экспрессивной
динамике структуры, понять, как сочетаются эти и другие, по существу
антиномичные - классицистические и барочные - тенденции "Потерянного
рая".
Третий
период развития английской литературы XVII
века, так называемый период Реставрации.
Английский барочный роман XVII века - и "высокий",
и "низовой," пародийный - известен в нашем литературоведении крайне
мало, на русский язык переводов нет. Афра
Бен и ее роман «Оруноко». В этом романе обличается колониальное рабство,
создается образ "благородного дикаря", "царственного раба",
ставится ряд актуальных проблем. В то же время проблемность романа сочетается с
увлекательным любовно-авантюрным сюжетом, в жанровом облике произведения
сплетаются черты романа старого типа - "romance" и новой романной
форме - "novel".
Важнейшие фигуры: прозаик Джон Бэньян, автор аллегорического барочного романа
"Путь паломника", резко критикующего английскую действительность с
позиций пуританских идеалов и ценностей, поэт-сатирик С. Батлер (или же Бетлер), создавший прославленную
ироикомическую поэму "Гудибрас", высмеивающую лицемерие английских
пуритан.
В общем,
закончили, далее по ИВЛ:
Процесс накопления реалистических тенденций шел в английской
литературе сложными и различными путями. Он, конечно, не сводился только к
сатирической поэзии. Реалистические типы и ситуации были отмечены выше как одна
из особенностей английской поэзии второй половины XVII в. Реалистические
тенденции накапливались в романе конца века — и не только в «Жизни и смерти
мистера Бэдмена», но, как уже было замечено, и в романах Афры Бен. Важным путем
развития реалистических тенденций был английский плутовской роман второй
половины столетия. Если он и не выдвинул ничего, равного по силе и
оригинальности испанскому плутовскому роману или романам Мошероша и
Гриммельсгаузена, то все же романы Р. Хэда, Ф. Киркмэна и анонимные пикарески
XVII в. были настолько своеобразным отражением английского общественного опыта
этой эпохи, что они занимают свое место в развитии этого жанра в европейской
литературе.
Большое значение в литературе XVII в. стали играть мемуары.
Среди богатой мемуарной литературы, возникшей в годы революции и войны, отметим
мемуары Люси Хетчинсон, вдовы полковника республиканской армии. Широкая картина
английской жизни была развернута в мемуарах известного политического деятеля
Кларендона («История мятежа в Англии»), наконец, в течение ряда лет вел свои
дневники скромный клерк адмиралтейства Сэмюэл Пепис, и этот бесхитростный
рассказ о жизни английского обывателя не только дает богатейший
историко-культурный материал, но и показывает становление новой английской
прозы, уже свободной от стилистических изысков прециозного романа, от
проповеднического аллегоризма Бэньяна. Правда, эти и другие образцы английской
мемуарной прозы XVII в. стали известны и были изданы много позже — в XVIII, а
то и в XIX в., но их следует учитывать в живом потоке литературного развития
второй половины века. Близилось время романов Д. Дефо с их установкой на
документальность, на поучительную жизненно-бытовую информацию. И даже в
идиллических и драматических эпизодах «Потерянного рая», посвященных счастью и
бедам первых людей, возникают мотивы, которые вскоре развернутся в романах
XVIII в.
В борьбе направлений, в столкновении творческих
индивидуальностей подготавливалась новая литературная эпоха.Английская
литература XVII в. развивалась в русле национальной традиции, наметившейся еще
в годы великого возрожденческого переворота. Но в XVII в. активизировались и
усложнились связи английской литературы с другими литературами. Ее
гуманистические традиции в своей эволюции прошли через острый кризис, в ходе
которого возникли и активизировались явления, типологически близкие
континентальной литературе барокко, прежде всего французской, испанской и
немецкой формам этого литературного направления.
Оформилось в английской словесности и классицистическое
направление, отличающееся значительным национальным своеобразием. Особенно
замечательно то его течение, которое может быть определено как классицизм
республиканский. В ряду крупнейших талантов, выдвинувшихся в английской
литературе XVII в., выделяется Мильтон как поэт и публицист, в чьем творчестве
отражены общие ведущие тенденции развития литературы в Англии накануне
революции, в годы гражданской войны и республики и в период Реставрации.
В произведениях различных направлений и течений, сложившихся
в английской литературе XVII в., действовали в скрытом и в явном виде
реалистические тенденции, наиболее определенно выразившиеся в прозе («Жизнь и
смерть мистера Бэдмена», пикарескный роман) и в сатире Бетлера. Вместе с этой
реалистической тенденцией, но и в других художественных формах зарождается в
английской литературе XVII в. просветительское направление, которое и
выдвигается на первый план на рубеже XVII—XVIII вв.
Комментариев нет:
Отправить комментарий