7. Синтаксис слова. Глагол.
1.В синтаксисе глагол занимает центральную роль. При анализе синтаксического
функционирования глагола необходимо учитывать его отнесѐнность к ряду
семантических групп, т.к. семантика обусловливает разную роль глаголов в структуре
предложения, их возможность/невозможность участвовать в организации моделей того
или иного типового значения.
В предложении глагол может выполнять одну из трѐх синтаксических функций:
1.Функцию главного члена предложения (субъекта, предиката).
2.Распространителя всего предложения.
3.Присловного распространителя.
2.Семантическая классификация глаголов была разработана В.В.Виноградовым,
дополнена Г.А.Золотовой.
Неполнознаменательные.
1.Модификаторы.
Фазисные
Модальные
2.Компенсаторы.
Знаменательные.
1.Акциональные.
1.Глаголы конкретного физического действия (косить, мыть, пилить).
2. Движения и перемещения (летать, бегать, двигаться).
3.Донативные глаголы (изменение посессивных отношений; дарить, приобретать,
получать).
4.Глаголы речевого действия (говорить, бормотать, объясняться).
5.Глаголы социального интерсубъектного действия (ссориться, сражаться, судиться).
6.Глаголы ментального действия (размышлять, думать, анализировать).
7.Глаголы восприятия (ощущать, чувствовать, слышать).
8.Глаголы эмоционального действия (сердиться, нервничать,жалеть).
9.Физиологического действия (есть, пить, жевать).
10.Деятельности или занятия (работать, батрачить, учиться).
11.Способа поведения (капризничать, модничать, мошенничать).
2.Неакциональные
Статуальные, состояния (тосковать, цвести, светает, морозит).
Функтивные или экзистенциальные. Сообщают о наблюдаемом или известном
говорящему исправном/неисправном функционировании предметов, механических
устройств (телевизор работает, мотор тарахтит).Следствие сочетания акциональных
глаголов с именами предметных субъектов.
Реляционные (выражение отношений между предметами).
Локализующие (цветы стоят в вазе, он спускался к морю).
Партитивные (относиться к, входить в).
Посессивные (безглагольная конструкция в РЯ с синтаксемой объекта владения – у кого-
то).
Сопоставительные (уступать, превосходить).
Компликаторы
Каузативные
Авторизующие.
Итак, в центре системы глагола деление на (полно)знаменательные и
неполнознаменательные глаголы. Полнознаменательные глаголы могут самостоятельно
функционировать в предложении в роли предикатов. Неполнознаменательные же
(связочные, вспомогательные) не образуют самостоятельных компонентов предложения,
они либо выполняют связочную функцию между субъектом и предикативным признаком
(Он явился в неожиданный момент), либо обозначают признак предиката точки зрения
фазы обозначаемого действия (Он начал вздыхать), либо выражают модальное значение
между субъектом и предикативным признаком (я стремлюсь уехать отсюда).
Неполнознаменательные глаголы являются вспомогательными элементами в составе
предикатов. К неполнознам. глаголам относятся глаголы-модификаторы и глаголы
компенсаторы. Фазисные глаголы и модальные глаголы служат модификаторами,
усложнителями предиката (дополняют его значение). При них основной глагол принимает
форму инфинитива: дети любят читать, дети начинают читать.
Глаголы-компенсаторы: образуют предикат вместе с отвлеченными именами действия,
состояния, качества. Примеры: самолет совершает посадку, мальчик отличается
впечатлительностью.
В состав полнознаменательных глаголов входят акциональные (обозначающие действие)
и неакциональные глаголы. Акциональные глаголы (идти, рассказывать) в силу семантики
составляют ядро глагольной системы (они изосемические!). Они обозначают действие,
характеризуемое, как правило, рядом признаков:
1).Активность.
2).Целенаправленность.
3).Потенциальная наблюдаемость (не всегда)
4).Способность к конкретно-временной локализации (не всегда).
*Неакциональные глаголы включают особую группу каузативных глаголов. Они
выражают взаимосвязь, взаимные изменения между предметами, лицами, событиями.
Примеры: есть, огорчаться.
! Семантические разряды глаголов отличаются неоднородностью. Так, разные значения
многозначного глагола вести относятся к разным разрядам:
1.Пастух ведѐт стадо к реке – акциональный глагол движения.
2.Учитель ведет опрос учеников – неакциональный компенсатор.
3.Дорога ведет к реке – неакциональный глагол локализующий.
4.К беде неопытность ведет – неакциональный глагол-каузатор.
1.В синтаксисе глагол занимает центральную роль. При анализе синтаксического
функционирования глагола необходимо учитывать его отнесѐнность к ряду
семантических групп, т.к. семантика обусловливает разную роль глаголов в структуре
предложения, их возможность/невозможность участвовать в организации моделей того
или иного типового значения.
В предложении глагол может выполнять одну из трѐх синтаксических функций:
1.Функцию главного члена предложения (субъекта, предиката).
2.Распространителя всего предложения.
3.Присловного распространителя.
2.Семантическая классификация глаголов была разработана В.В.Виноградовым,
дополнена Г.А.Золотовой.
Неполнознаменательные.
1.Модификаторы.
Фазисные
Модальные
2.Компенсаторы.
Знаменательные.
1.Акциональные.
1.Глаголы конкретного физического действия (косить, мыть, пилить).
2. Движения и перемещения (летать, бегать, двигаться).
3.Донативные глаголы (изменение посессивных отношений; дарить, приобретать,
получать).
4.Глаголы речевого действия (говорить, бормотать, объясняться).
5.Глаголы социального интерсубъектного действия (ссориться, сражаться, судиться).
6.Глаголы ментального действия (размышлять, думать, анализировать).
7.Глаголы восприятия (ощущать, чувствовать, слышать).
8.Глаголы эмоционального действия (сердиться, нервничать,жалеть).
9.Физиологического действия (есть, пить, жевать).
10.Деятельности или занятия (работать, батрачить, учиться).
11.Способа поведения (капризничать, модничать, мошенничать).
2.Неакциональные
Статуальные, состояния (тосковать, цвести, светает, морозит).
Функтивные или экзистенциальные. Сообщают о наблюдаемом или известном
говорящему исправном/неисправном функционировании предметов, механических
устройств (телевизор работает, мотор тарахтит).Следствие сочетания акциональных
глаголов с именами предметных субъектов.
Реляционные (выражение отношений между предметами).
Локализующие (цветы стоят в вазе, он спускался к морю).
Партитивные (относиться к, входить в).
Посессивные (безглагольная конструкция в РЯ с синтаксемой объекта владения – у кого-
то).
Сопоставительные (уступать, превосходить).
Компликаторы
Каузативные
Авторизующие.
Итак, в центре системы глагола деление на (полно)знаменательные и
неполнознаменательные глаголы. Полнознаменательные глаголы могут самостоятельно
функционировать в предложении в роли предикатов. Неполнознаменательные же
(связочные, вспомогательные) не образуют самостоятельных компонентов предложения,
они либо выполняют связочную функцию между субъектом и предикативным признаком
(Он явился в неожиданный момент), либо обозначают признак предиката точки зрения
фазы обозначаемого действия (Он начал вздыхать), либо выражают модальное значение
между субъектом и предикативным признаком (я стремлюсь уехать отсюда).
Неполнознаменательные глаголы являются вспомогательными элементами в составе
предикатов. К неполнознам. глаголам относятся глаголы-модификаторы и глаголы
компенсаторы. Фазисные глаголы и модальные глаголы служат модификаторами,
усложнителями предиката (дополняют его значение). При них основной глагол принимает
форму инфинитива: дети любят читать, дети начинают читать.
Глаголы-компенсаторы: образуют предикат вместе с отвлеченными именами действия,
состояния, качества. Примеры: самолет совершает посадку, мальчик отличается
впечатлительностью.
В состав полнознаменательных глаголов входят акциональные (обозначающие действие)
и неакциональные глаголы. Акциональные глаголы (идти, рассказывать) в силу семантики
составляют ядро глагольной системы (они изосемические!). Они обозначают действие,
характеризуемое, как правило, рядом признаков:
1).Активность.
2).Целенаправленность.
3).Потенциальная наблюдаемость (не всегда)
4).Способность к конкретно-временной локализации (не всегда).
*Неакциональные глаголы включают особую группу каузативных глаголов. Они
выражают взаимосвязь, взаимные изменения между предметами, лицами, событиями.
Примеры: есть, огорчаться.
! Семантические разряды глаголов отличаются неоднородностью. Так, разные значения
многозначного глагола вести относятся к разным разрядам:
1.Пастух ведѐт стадо к реке – акциональный глагол движения.
2.Учитель ведет опрос учеников – неакциональный компенсатор.
3.Дорога ведет к реке – неакциональный глагол локализующий.
4.К беде неопытность ведет – неакциональный глагол-каузатор.
Комментариев нет:
Отправить комментарий