четверг, 5 июня 2014 г.

7. Синтаксис слова. Глагол.

7. Синтаксис слова. Глагол.
1.В синтаксисе глагол занимает центральную роль. При анализе синтаксического
функционирования глагола необходимо учитывать его отнесѐнность к ряду
семантических групп, т.к. семантика обусловливает разную роль глаголов в структуре
предложения, их возможность/невозможность участвовать в организации моделей того
или иного типового значения.
В предложении глагол может выполнять одну из трѐх синтаксических функций:
1.Функцию главного члена предложения (субъекта, предиката).
2.Распространителя всего предложения.
3.Присловного распространителя.
2.Семантическая классификация глаголов была разработана В.В.Виноградовым,
дополнена Г.А.Золотовой.
Неполнознаменательные.
1.Модификаторы.
 Фазисные
 Модальные
2.Компенсаторы.
Знаменательные.
1.Акциональные.
 1.Глаголы конкретного физического действия (косить, мыть, пилить).
 2. Движения и перемещения (летать, бегать, двигаться).
 3.Донативные глаголы (изменение посессивных отношений; дарить, приобретать,
получать).
 4.Глаголы речевого действия (говорить, бормотать, объясняться).
 5.Глаголы социального интерсубъектного действия (ссориться, сражаться, судиться).
 6.Глаголы ментального действия (размышлять, думать, анализировать).
 7.Глаголы восприятия (ощущать, чувствовать, слышать).
 8.Глаголы эмоционального действия (сердиться, нервничать,жалеть).
 9.Физиологического действия (есть, пить, жевать).
 10.Деятельности или занятия (работать, батрачить, учиться).
 11.Способа поведения (капризничать, модничать, мошенничать).
2.Неакциональные
 Статуальные, состояния (тосковать, цвести, светает, морозит).
 Функтивные или экзистенциальные. Сообщают о наблюдаемом или известном
говорящему исправном/неисправном функционировании предметов, механических
устройств (телевизор работает, мотор тарахтит).Следствие сочетания акциональных
глаголов с именами предметных субъектов.
 Реляционные (выражение отношений между предметами).
Локализующие (цветы стоят в вазе, он спускался к морю).
Партитивные (относиться к, входить в).
Посессивные (безглагольная конструкция в РЯ с синтаксемой объекта владения – у кого-
то).
Сопоставительные (уступать, превосходить).
 Компликаторы
Каузативные
Авторизующие.
Итак, в центре системы глагола деление на (полно)знаменательные и
неполнознаменательные глаголы. Полнознаменательные глаголы могут самостоятельно
функционировать в предложении в роли предикатов. Неполнознаменательные же
(связочные, вспомогательные) не образуют самостоятельных компонентов предложения,
они либо выполняют связочную функцию между субъектом и предикативным признаком
(Он явился в неожиданный момент), либо обозначают признак предиката точки зрения
фазы обозначаемого действия (Он начал вздыхать), либо выражают модальное значение
между субъектом и предикативным признаком (я стремлюсь уехать отсюда).
Неполнознаменательные глаголы являются вспомогательными элементами в составе
предикатов. К неполнознам. глаголам относятся глаголы-модификаторы и глаголы
компенсаторы. Фазисные глаголы и модальные глаголы служат модификаторами,
усложнителями предиката (дополняют его значение). При них основной глагол принимает
форму инфинитива: дети любят читать, дети начинают читать.
Глаголы-компенсаторы: образуют предикат вместе с отвлеченными именами действия,
состояния, качества. Примеры: самолет совершает посадку, мальчик отличается
впечатлительностью.
В состав полнознаменательных глаголов входят акциональные (обозначающие действие)
и неакциональные глаголы. Акциональные глаголы (идти, рассказывать) в силу семантики
составляют ядро глагольной системы (они изосемические!). Они обозначают действие,
характеризуемое, как правило, рядом признаков:
1).Активность.
2).Целенаправленность.
3).Потенциальная наблюдаемость (не всегда)
4).Способность к конкретно-временной локализации (не всегда).
*Неакциональные глаголы включают особую группу каузативных глаголов. Они
выражают взаимосвязь, взаимные изменения между предметами, лицами, событиями.
Примеры: есть, огорчаться.
! Семантические разряды глаголов отличаются неоднородностью. Так, разные значения
многозначного глагола вести относятся к разным разрядам:
1.Пастух ведѐт стадо к реке – акциональный глагол движения.
2.Учитель ведет опрос учеников – неакциональный компенсатор.
3.Дорога ведет к реке – неакциональный глагол локализующий.
4.К беде неопытность ведет – неакциональный глагол-каузатор.

Комментариев нет:

Отправить комментарий