18. Французская
литература XVII века.
Французская
литература 17 века делится на два
больших периода, историческим рубежом
между которыми были события Фронды
(обозначение ряда антиправительственных смут, имевших место во Франции в 1648—1653 гг. и фактически
представлявших собой гражданскую войну), обнаружившие перелом в развитии
французской государственности.
Первый период
(1600-1640)
Исторические
события, на фоне которых происходит развитие жанров. Развитие
французской литературы XVII в. тесно связано с социально-исторической
ситуацией, сложившейся во Франции после окончания религиозных войн и
утверждения централизованной королевской власти.
Французский
абсолютизм стремился во всех областях жизни навести порядок, утвердить принципы
гражданской дисциплины. Классицизм с
его строгой системой правил был удобен
для абсолютизма. Он позволял королевской власти вмешиваться в
художественную сферу общественной жизни, контролировать
творческий процесс. Именно для такого контроля в 40-е годы XVII века и была
создана знаменитая Академия Ришелье. Французская академия заведовала всем
развитием культуры, но это был и орган контроля.Вместе с тем дух регламентации проникает и в
сознание моралистов, философов, писателей, литературных критиков, стремящихся
выработать стройную систему правил,
регулирующих нравственное поведение человека, формы логического мышления,
художественные принципы и приемы поэтического творчества. Политикой власти
становится контроль общественного сознания. Во французской литературе большое
значение приобрели писатели-моралисты.
Через моралистическую литературу было удобно проводить официальную идеологию.
В
отличие от Англии и Испании во Франции абсолютизм прошёл через все этапы. Во
Франции складывалась единая государственная система, и формировались единые
государственные институты. Периоды усиления централизованной власти сменялись
периодами недовольства. В начале 1600-х гг. на троне воцарился Генрих IV,
примиривший католиков и протестантов (Нантский эдикт провозгласил свободу
вероисповедания). Он сознательно сформировал сословие дворянской бюрократии,
ставшей противником старой аристократии. В целях усиления власти Генрих IV
обратился к буржуазии. Политические и экономические интересы тогда совпадали.
Правление Людовика XIII – время ослабления власти. В первые годы его правления
на троне царит регент Мария Медичи. Старая аристократия стремится захватить
власть. Смутное время продолжалось 14 лет. При Людовике XIII влиятельным
становится кардинал Ришелье, урезавший права протестантов. Дворянская
бюрократия становится влиятельным сословием. Формируется разветвлённый
чиновничий аппарат, проникающий во все сферы жизни. Как культурное явление
возникает этикет.
Классицизм. Под знаком этих
тенденций, проявляющихся в различных областях духовной жизни, происходит
формирование ведущей художественной
системы французской литературы XVII в. —
классицизма. На протяжении нескольких десятилетий складывается великая
национальная литература, обнаружившая при всем разнообразии жанровых форм
внутреннее единство и цельность и надолго определившая направление
литературного развития Франции.
Характерная
особенность французской литературы XVII в. — близкое соприкосновение с философскими течениями, оказавшими
значительное влияние на идейно-художественную структуру литературных
произведений.
Философской
предпосылкой классицистской эстетики и ее конкретного художественного
претворения явился рационализм, главным представителем которого был Рене Декарт (1596—1650).
Ранний
классицизм представлен в лице поэта Ф.Малерба
(вошел в историю как теоретик классицизма, который первым обобщил опыт своих
предшественников и впервые поставил литературу на службу абсолютизм; Н. Буало
справедливо считал его основоположником классицизма) и основоположника
французской классической трагедии П.Корнеля.
В «Сиде» и «Горации» П. Корнеля нашли отражение главные общественные конфликты современности.В 1630 г. благодаря Корнелю появляется классицистический театр. Вокруг полемик
по поводу пьес Корнеля сформировались жанровые
каноны классицизма.
Вся
художественная система классицизма была проникнута духом рационализма, что обусловило и технику создания произведений.
Стремясь воздействовать не на
чувства читателей и зрителей, а на их
разум, классицисты никогда не
рисовали сцен сражений, дуэлей, смерти. Об этом герои только рассказывали.
Поэтому классицистские трагедия и комедия чаще всего носили не событийный, а словесный характер.
Театр:1630—1650-е
годы — отмечен утверждением классицизма
в драматических жанрах, преимущественно в трагедии. Именно в драматической форме разрабатываются стержневые проблемы общественной,
государственной жизни и их нравственный смысл. С приходом в литературу
Корнеля жанр трагедии становится ведущим.
Одновременно формируется и национальный театр как центральное явление французской культуры XVII в. В Париже возникают
постоянные театральные труппы — театр Марэ, впервые познакомивший публику с
пьесами Корнеля, Бургундский отель, поставивший впоследствии почти все трагедии
Расина. Менее значительные труппы кочуют по стране, неся в провинцию отголоски
культурной жизни столицы и одновременно черпая из глубин народной жизни
материал для наблюдений, а порою пополняя актерские и литературные силы,
составляющие парижскую театральную среду (так было, в частности, с труппой
Мольера; такого рода странствия по провинции изображены в «Комическом романе»
Скаррона).
Постепенно
выявляются специфические жанры классицистской драматургии — трагедия и комедия, противопоставляемые
друг другу как «высокий» и «низкий»
жанры. Объектом изображения трагедии
объявлялись героические деяния царей и
героев прошлого, главным образом мифологических и принадлежавших античной
истории; центральным конфликтом становится
противоборство чувств, страстей и долга;
речь героев трагедии была
подчеркнуто эмоциональной, возвышенной;
число персонажей сводилось к минимуму; внешнее действие (убийства, поединки и
пр.) выносилось за сцену, зритель
узнавал о нем лишь из рассказов вестников. Комедия,
напротив, изображала повседневную жизнь
горожан, делая эту будничную реальность объектом юмористической и иронической оценки, либо сатирического
осмеяния. Вместе с тем и здесь постепенно утверждался жанр «высокой» комедии (чаще всего
стихотворной), в которой фарсовый комизм
— непристойные шутки, потасовки, примитивная клоунада — либо оттесняется на задний план, либо вовсе
исключается. Одновременно для трагедии и для комедии вырабатывается
знаменитое правило трех единств:
времени, места и действия.
Барокко. Классицизму с
его гражданским патриотическим пафосом противостоит в этот период литература
французского барокко, во многом выражающая настроения
феодальной оппозиции. В пасторальном («Астрея» д’Юрфе) и
галантно-героическом романе (романы Ла Кальпренеда, М. де Скюдери) развивается
преимущественно любовно-психологическая
проблематика, а идеям гражданственности противостоит идея личной рыцарской
доблести.
Одной
из разновидностей французской литературы барокко стала прециозная литература.
Прециозность – особое
мировосприятие и модель поведения,
укоренившееся в аристократической среде. Его подпитывали идеи куртуазности в оболочке салонной культуры. В момент своего
возникновения прециозность представляла попытку противопоставить грубости
нравов, поведения, языка, оставшихся в наследие от периода войн и
неупорядоченности общественной жизни, изысканность, изящество, утонченность
чувств и их выражения. В этом отношении прециозная культура имела безусловно цивилизующее значение.
Очагом
прециозности были аристократические
салоны, сыгравшие большую роль в социальной и интеллектуальной жизни своего
времени. Центром прециозности считался салон маркизы де Рамбуйе, в котором
поддерживался культ Прекрасной Дамы. Это и особая литературная система, включавшая язык без грубых слов, просторечий,
высокая лексика. В этом языке приветствовалась образность. В рамках прециозности развиваются стихотворения на
случай, мадригалы, рондо, афоризмы. Прециозность была призвана отстоять
независимость аристократии.
Аристократическое
течение способствует привитию хороших
манер, женской эмансипации, а в сфере литературы приводит к углубленному психологическому анализу и
изысканным сентиментальным спорам. Прециозная манера повлияла на
«Португальские письма» Гийерага, «Принцессу Клевскую» мадам де Лафайет, равно
как на мадам де Севинье и Лафонтена.
Известный
представитель этого направления – Венсан Вуатюр. Он сочинял произведения малых
жанров, в особенности рондо. В прециозной лирике преимущественно был психологизм, умение «вылавливать» чувства,
в поздней прециозной литературе появляются пасторальные
и галантно-героические романы. Их первые образцы предложил Оноре де Юрфе
(«Астрея»). В его романе был воссоздан идеализированный образ Галлии V века.
Этот роман предложил интерпретацию любви, которую можно было выразить в
этикете. Любовный этикет был густо приправлен эротизмом. Впоследствии жанр
пасторального романа оказался слишком камерным, и ему на смену пришёл
галантно-героический роман с историческими личностями, авантюрный роман.
Низкое барокко.
1.
В ответ на прециозную поэзию и героико-галантный (авторов галантно-героического
романа отличала безудержная и вычурная фантазия. Обязательный авантюрный сюжет
повествовал о разнообразных приключениях и испытаниях, которые выпадали на долю
героя, стремящегося завоевать сердце жестокой красавицы) роман развивается
буржуазная литература, которую в те времена называли «комической», а сегодня
иногда квалифицируют как «реалистическую». Желание
изображать вещи в пародийном и порой тривиальном свете, буффонное или
сатирическое остроумие, философская фантазия объединили под одним названием
«бурлеск» (от итальянского слова, означающего шутку) писателей совершенно
различного темперамента: Шарля Сореля («Правдивое комическое описание
Франсиона») и Сирано де Бержерака.
Рассматривается как низовый барочный
жанр.
Сорель и его
творчество. Бытописательный роман. Особую роль в литературе XVII в. сыграл бытописательный
роман. Особенностью его был интерес
к обыденному быту и жизни простых людей. Отсюда пародийная полемическая направленность и стремление изображать в
литературе реальную действительность без
всяких прикрас, изнанку жизни. Основной интерес писателей был сосредоточен
на судьбе простого человека, что
свидетельствовало о процессе демократизации
литературы. Одновременно с этим среда
перестает быть фоном, писатель начинает улавливать и отражать закономерности общественной жизни,
социальные силы, которые определяют судьбу его героев. Интерес к будничному,
обыденному, к жизни простонародья, приводил к детальным описаниям различных подробностей действительности.
Иногда эта действительность изображалась в карикатурно-грубой форме, что было
своего рода реакцией на изысканность прециозной литературы. Нарочитой
«приземленностью», тягой к эмпиризму описаний бытописательный роман Франции XVII в. существенно отличался от произведений
ренессансного реализма предшествующей эпохи, в которых правдивое изображение
реалий жизни подчинялось поискам внутренней гармонии, культу красоты человека и
природы.
Сорель. Шарль Сорель (Charles Sorel,
1602—1674) — автор большого числа сочинений, среди которых были и стихи, и романы,
и теоретические трактаты. Но в истории литературы он остался, прежде всего,
автором романа «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона» (1623—33),
который отличается глубокой жизненностью содержания. Герой его, обычный, заурядный человек («Франсион»
— человек из Франции), действующий в обыденных обстоятельствах, часто весьма
неприглядных. В приключениях его нет
ничего героического. В романе изображены и Париж, и провинция; автор нарочито откровенен в изображении
характеров и поступков персонажей. Исходя из убеждения, что «хорошо пишет тот,
кто следует природе своего дарования», Сорель отвергает условный мир
добродетельных героев, лживые великосветские формы и обращается к правдивому
повествованию. Его роман как бы вырос из повседневной жизни, в нем использован
самый злободневный материал, притом
— откровенно сатирически. Приключения героя дают Сорелю возможность изобразить жизнь различных слоев населения.
Он описывает и двор, и придворных, и поместное дворянство, и буржуазный,
мещанский мир, не скрывая своего презрения к знати и сочувствия к обедневшим
деклассированным дворянам, каковым является его герой. Он сделал крестьянина полноправным литературным персонажем. В романе описаны парижское
дно, целые корпорации воров, темный, скрытый от посторонних глаз Париж.
Знакомит нас роман и с миром школьным, с коллежами, в которых обучение основано
на уродливых, изживших себя традиционных устоях; с миром чиновным, показывая,
что подлинные преступления вершатся во Франции именем закона; с миром
литературным. Одним словом, в романе дано широкое
полотно французской жизни, на фоне которого активно действует главный герой, умный авантюрист,
веселый, смелый и по-своему благородный, наделенный практическим здравым
смыслом.
2.
Либертинаж – низовое барокко третьего сословия,
главный предмет которого – обыденная
человеческая жизнь. В либертинаже отзывался карнавальный дух и ренессансные идеи. Мировоззренческой основой для
либертинажа выступала философия Пьера
Гассинди, основоположника раннего
сенсуализма. «Либертинаж» представлял собой на протяжении XVII в. весьма
влиятельное идейно-философское течение,
которое стало своеобразным промежуточным звеном между ренессансным
материализмом и мировоззрением просветителей XVIII в. Опираясь в большинстве
случаев на философию Гассенди, «либертены» презирали всякого рода авторитеты, в
том числе церковь и религию. Но в устах противников «либертинажа» этот термин
звучал и как синоним распущенности. В жанровом плане они проявляют себя в
моралистике.
Самым
талантливым и ярким представителем поэзии «либертенов» был Теофиль де Вио (Théophile de Viau, 1590—1626), автор многочисленных
стихов на философские, моральные и любовные темы. Его смелая и дерзкая
трактовка философско-религиозных вопросов навлекла на него жестокие
преследования церкви. Теофилю де Вио не раз приходилось спасаться бегством,
испытывать горечь изгнания. В 1625 г. он был обвинен в безбожии, заочно
приговорен к сожжению на костре, потом схвачен и посажен в тюрьму. Смертный
приговор был заменен пожизненным изгнанием, но тяжкие условия заключения
подорвали здоровье поэта и он умер вскоре после выхода из тюрьмы. В поэзии
Теофиля де Вио богатство красок и выразительная образность, присущие барокко,
чередуются, а отчасти и сочетаются, как это показал советский исследователь Ю.
Б. Виппер, с тенденциями формирующегося классицизма. Кроме лирических
стихотворений (од, элегий, стансов) ему принадлежит также трагедия «Пирам и
Тисба», написанная в духе барокко.
Период Фронды.
(1648-1653) В
1640-е годы во Франции обостряется политическая обстановка.
После смерти Ришелье и Людовика XIII власть при малолетнем короле Людовике XIV
переходит к его матери, королеве-регентше Анне Австрийской, а фактически к ее
фавориту и министру кардиналу Мазарини. Феодальная знать, недовольная
выдвижением на важнейший государственный пост человека низкого происхождения, к
тому же итальянца, которого считали выскочкой и авантюристом, возобновляет свои притязания на
восстановление былых вольностей и на политическую самостоятельность,
утраченную при кардинале Ришелье. Городская буржуазия, раздраженная
нескончаемыми поборами и налогами, введенными новым министром, оказывает
поддержку мятежным аристократам. В Париже воздвигаются баррикады, в провинции вспыхивают крестьянские восстания. Все
это осложняется затянувшимся на многие годы военным конфликтом с Испанией.
Своей кульминации это движение, получившее название Фронды, достигло в 1648—1650 гг. Не последнюю роль сыграли
события в близкой Англии, пережившей в эти годы свою первую буржуазную
революцию, приведшую к казни короля Карла I. Однако во Франции, еще отягченной
грузом феодальных учреждений и порядков, менее продвинутой в своем буржуазном
развитии, революционные выступления не могли получить такого размаха, как в
Англии. К тому же разные социальные
силы, участвовавшие в движении Фронды, преследовали каждая свои собственные цели и интересы, единство
их не могло быть сколько-нибудь прочным, и королевской власти удалось с помощью
искусного маневрирования расколоть этот нестойкий союз и выйти победительницей
из борьбы.
В
период Фронды, в обстановке ожесточенной борьбы за власть и все более растущего
недовольства социальных низов, начинается новый
этап творчества П.Корнеля, так называемая «вторая манера». Культ монарха
как воплощения государственной идеи сменяется у Корнеля картиной кровавых
схваток за престол, эгоистических вожделений (трагедия «Родогуна»). Вместе с
тем усиливаются демократические тенденции в творчестве драматурга (трагедия
«Никомед»).
Второй
период. (1653- конец 17 века)
Французская
литература второй половины XVII в., отразив подъем абсолютизма, обнаруживает гораздо большее единство, чем в
предшествующий период, стилистически более монолитна, в максимально полной и
типичной форме воплощает национальную
культуру и дух своего времени.
1650
– 1680 гг. – золотой век французского
классицизма.В области трагедии корифеем считался Расин, комедии – Мольер,
басни – Лафонтен. Создаётся основная
теория классицизма – «Поэтическое искусство», трактат в стихах известного
критика Никола Буало. В своей критике он пытался совместить античный канон с
современными ему литературными реалиями. Он был автором стихов на случай и
бурлескных поэм. Форму и идеи трактата Буало заимствовал из «Послания к
Пизонам» Горация.
В
этот период происходит формирование новых
жанров классицистической литературы. Ж.Расин (1639-1699) является
создателем жанра психологической
трагедии. Он достигает невиданной до сих пор глубины и тонкости в изображении
сложной душевной борьбы своих героев (трагедии «Андромаха», «Федра»).
Изучение
основных этапов и эволюция творчества Ж.Расина следует связать с общей эволюцией классицизма и с
укреплением роли в нем категории трагического. Можно отчетливо ощутить общую
классицистическую основу и при этом существенное отличие расиновских героев,
художественного мира Расина от мира корнелевских трагедий, обратившись уже к
первой великой расиновской пьесе - "Андромахе". Надо сосредоточить
внимание на проблеме выбора Расина, на концепции страсти в его трагедии, на
своеобразном освещении конфликта долга и чувства, который традиционно считают
основным в драматургии классицизма. Притом, что Расин, как и Корнель,
обращается преимущественно к античным сюжетам, он, что видно уже в
"Андромахе", предпочитает греческую античность, посредством которой
внутренняя напряженность и драматизм современной Расину эпохи запечатлевается
особенно выразительно. Драма Расина - не политическая, а любовно-психологическая: герои "Андромахи" обуреваемы
страстями, справиться с которыми они не в силах, хотя их разум способен
"осознавать и анализировать свои чувства и поступки". Среди других трагедий Расина, написанных до
знаменитой "Федры", стоит
обратить внимание на трагедию "Британик" и прежде всего на образ
Нерона - "чудовища в зачатке", "рождающегося чудовища", как
определяет его характер сам драматург в предисловии.
Ж.-Б.
Мольер создал новый жанр «высокой
комедии», соединив традиции народной комедии с художественными открытиями
французского трагического театра. Мольер - создатель проблемной комедии, где нашли свое отражение актуальные социальные конфликты и их типы. В творчестве Мольера
обнаруживается стремление выйти за рамки
классицизма, углубление реалистических тенденций («Дон Жуан»).
Драматурга,
при всей злободневности тематики его комедий, влекут вечные, общетипологические характеры и ситуации, характер основного и второстепенных
героев строится на выделении
главенствующей черты (лицемерие Тартюфа, скупость Гарпагона, мизантропия
Альцеста и т.д.), разнообразные комические
традиции - итальянской комедии "масок", комедии "дель
арте", испанской комедии "плаща и шпаги", античной комедии,
наконец, народной фарсовой традиции - трансформированы
Мольером в соответствии с классицистическим
вкусом, чувством меры, что писатель стремится к развитию так называемой
"высокой комедии".
Типично для Мольера: Классицисты
были убеждены, что человеческие типы
вечны. По их убеждению, скупец, ревнивец, лжец и тому подобные характеры
всегда и везде ведут себя одинаково независимо от национальной или сословной
зависимости. Античное искусство уже
выработало ряд общечеловеческих типов,
поэтому залогом правдоподобия
считалось подражание античности,
заимствование античных сюжетов и героев. Классицисты не видели движения в истории, воспринимали ее как сумму примеров,
иллюстрирующих вечные, неизменные человеческие качества. Тем не менее
разрабатывая характеры, построенные на одной черте, писатели-классицисты
постигали искусство полного и емкого
выражения этой единственной черты. Они научились все элементы
художественного произведения подчинять наиболее рельефному выделению одного
качества характера, одной черты.
Моралистика. Во
второй половине XVII века существенную роль в литературе начинает играть моралистика. Жанры классицистической
прозы довольно разнообразны: письма, проповеди, афоризмы, портреты, мемуары.
Все эти жанры имеют диалогический
характер и тесно включены в ситуацию
салонного общения. Все жанры имеют ораторскую природу и ставят своей целью
убеждение собеседника.
Свою трактовку
жанра
предложил Блез Паскаль,
представлявший третье сословие, математик и философ-моралист. У него были
тесные контакты с обществом янсенистов. Его главные литературные произведения
были обращены в защиту янсенистов («Письмо к провинциалу»). Мистифицированный
автор писем – иезуит, обучающий молодого адепта. Предмет Паскаля – общественное лицемерие. Это
своеобразное разоблачение
маккиавелистической природы власти. Разбирается иезуитское прочтение
христианской догматики. Иезуиты признают свободу воли только за теми, кто
правит. В письмах выражается нарастающее сопротивление абсолютизму.
Другой
образец прозы Паскаль даёт в своих «Мыслях».
Наиболее близким к этому трактату является жанр эссе. Паскаль пролагает дорогу к экзистенциализму. В духе янсенистов
Паскаль представляет человека как
противоречивое существо. Человек слаб, но у него есть разум. Но этот разум
должен быть в постоянном сомнении. Паскаль даёт образцы рефлексирующей прозы. Другие прозаические жанры классицизма
были ориентированы на светское употребление.
Проза
Франсуа де Ларошфуко предельно
лаконична. Он был активным участником Фронды и создал жанр «короткого
моралистического наблюдения». В его «Максимах» формируется особый метод. Ларошфуко соединяет эмпирическое наблюдение с обобщением. Это позволяет создать особую
картину мироздания. В своих наблюдениях Ларошфуко исходит из страстей человека.
Главный импульс поведения человека – эгоизм.
Ларошфуко считает порок импульсом
общественного движения. Порок превращается в добродетель, когда встречает
противоречие со стороны других людей. Мораль
– общественный договор, ограничивающий эгоизм. Её высшим выражением
является закон. Жанр максим
Ларошфуко использовал как политический
инструмент.
Роман и сказка. Довольно поздно появляются жанры романа и сказки. Появляется новая модификация романа,
отвечающая классицистической эстетике. Мадлен де Лафайет создаёт психологический роман, разыгранный в
камерной обстановке. В романе выступают тенденции к отображению правдивых человеческих переживаний.
Герои Лафайет многогранны. Самое знаменитое её произведение – «Принцесса
Клевская». Передаются картины придворной жизни с её бесконечными интригами.
Принцесса Клевская – замужняя женщина. Её муж – достойный человек. Весь роман –
борьба принцессы со своими страстями. Это образец
нелинейной психологии, весь интерес которой – в исследовании борьбы
страстей.
Вместе
с тем в последние десятилетия XVII в. все явственнее обнаруживаются глубокие противоречия французского общества,
кричащий диссонанс между расточительством и роскошной жизнью социальной
верхушки и нищетой основной массы народа, между растущим официальным
благочестием, насаждаемым королем и его фавориткой госпожой де Ментенон, и
разнузданностью придворных нравов, между парадным блеском двора и зыбкостью
экономической и военной оснащенности страны. Правление «короля-солнца»
принимает все более выраженный
деспотический характер. Расточительное меценатство первых десятилетий
сменяется чопорным ханжеством. Разоренная войнами и огромными расходами казна пустует, финансы оказываются в
цепких руках миллионеров-откупщиков, получающих от королевской власти в счет
предоставленных субсидий право на взимание непомерно больших налогов. Все более
значительное влияние при дворе приобретают иезуиты. Начинается полоса жестоких религиозных гонений,
направленных против протестантов и
оппозиционной католической секты янсенистов.
В 1685 г. Людовик XIV отменяет изданный его дедом Генрихом IV Нантский эдикт
(1598), предоставлявший французским протестантам право свободно отправлять свой
культ. Множество протестантских семейств, преимущественно из среды зажиточных
купцов и ремесленников, вынуждены покинуть Францию и искать убежища в Голландии
и Англии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий