четверг, 19 июня 2014 г.

40. Творчество Филдинга

40. Творчество Филдинга
Просветительский реализм зрелого периода представлен в Англии творчеством Генри Филдинга. Романист, драматург, создатель английской политической комедии, блестящий публицист, Филдинг выступил и как первый теоретик романа. Его творчество явилось вершиной английского просветительского реализма.
По своим взглядам Филдинг принадлежал к радикально-критическому, антипуританскому направлению в английском Просвещении. Мировоззрение Филдинга материалистично и проникнуто жизнерадостным свободомыслием; ему свойственны жизнеутверждающий гуманизм и светлый взгляд на человеческую природу. Преклоняясь перед разумом, он с полным доверием относился и к чувственной природе человека, отстаивая мысль о его праве на всю полноту земного счастья. Гуманизм и свободомыслие Филдинга, его полнокровный реализм роднят его с великими писателями эпохи Возрождения - Шекспиром, Рабле и Сервантесом: последнего он называл своим учителем.
Немного биографии
·         Генри Филдинг родился в обедневшей аристократической семье, получил классическое образование в привилегированной школе в Итоне. В 1728 г. он поступил в Лейденский университет в Голландии, но не закончил его из-за необходимости самостоятельно зарабатывать на жизнь. Вернувшись в Англию, он стал профессиональным драматургом.
·         Первый период литературной деятельности Филдинга (1728-1737) связан с театром. За это время он написал более двадцати комедий и фарсов.
·         Филдинг-драматург писал комедии нравов, содержащие острую социальную сатиру («Политик из кофейни, или Судья в ловушке» - The Coffee-House Politician, 1730; «Старые развратники» - The Old Debauchees, 1732 и др.); политические комедии («Дон Кихот в Англии» - Don Quixote in England, 1734) и т.д.
·         Опыт драматурга обогатил Филдинга-романиста, и как романист он занял место в одном ряду с крупнейшими писателями мира. Значение и сила Филдинга заключались в его новаторских поисках в области романного жанра. В этом плане его подлинные открытия были связаны с отталкиванием от Ричардсона и полемикой с ним, с разработкой теории романа и созданием «комических эпопей», в которых позитивная программа воплотилась в высокохудожественных и значительных образах. Основные положения теории Филдинга выдвинуты в предисловии к «Джозефу Эндрюсу» и в 18 главах, предваряющих 18 частей «Тома Джонса».
Художественные принципы
·         В предисловии к «Джозефу Эндрюсу» Филдинг вводит определение жанра своего произведения: это «комический роман» или иными словами «комедийная эпическая поэма в прозе». Этот вид романа отличается от комедии «тем же, чем серьезная эпическая поэма от трагедии: действию его свойственна большая длительность и больший охват; круг событий, описанных в нем, много шире, а действующие лица более разнообразны». «От серьезного романа он отличается своею фабулой и действием: там они важны и торжественны, здесь же легки и забавны. Отличается комический роман и действующими лицами, так как выводит особ низших сословий и, следовательно, описывает более низменные нравы, тогда как серьезный роман показывает нам все самое высокое. Наконец, он отличается своими суждениями и слогом, подчеркивая не возвышенное, а смешное» - продолжает автор. Дальше автор рассуждает о Смешном и его источнике – притворстве, которое в свою очередь возникает из лести или тщеславия. В конце предисловия Филдинг не забывает упомянуть, что все в его романе «списано с Книги Природы».
·         Важной задачей романиста Филдинг считает создание характеров. Путь к ее решению он видит не в копировании природы, а в выражении ее существа. В связи с этим принципиальное значение имеют его рассуждения о различиях между «историками» и «биографами» («Джозеф Эндрюс», кн. III, гл. 1). Филдинг пишет о двух типах в подходе к изображению действительности. «Историки» довольствуются «списыванием с природы». Они видят свою основную задачу в «описании стран и городов, с чем при посредстве географических карт они справляются довольно хорошо, так что в этом на них можно положиться». Но подлинную правду жизни, изображение человеческих характеров и поступков можно найти не у «историков», которых Филдинг именует «топографами», а у «биографов», к числу которых он причисляет и себя как романиста. Подчеркивая свое стремление к широким обобщениям на основе сделанных им наблюдений над жизнью и человеческой природой, он отмечал: «Я описываю не людей, а нравы, не индивидуума, а вид».
«Приключения Тома Джонса»
·         Что же касается «Приключений Тома Джонса», то это одновременно и роман, и трактат о романе. Каждая из 18 книг романа предваряется какой-нибудь теоретической главой о творчестве и его природе. В 1-й главе 1-й книги Филдинг снова заявляет, что весь материал его произведения предоставлен ему природой. Во 2-й книге говорит о времени в романе: задача романиста заключается в том, чтобы обстоятельно воспроизводить лишь те периоды и моменты в жизни героев, которые наполнены значительными событиями. Эти значимые отрезки времени, сколь бы ни были они кратки, должны быть описаны подробно; но романист имеет полное право опускать целые месяцы и даже годы, если они не содержат ничего достойного внимания.
·         В начале 5-й книги он рассуждает о чрезмерном авторитете критиков и о законе контраста.
·         В начале 7-й – сравнивает сравнивает мир со сценой театра, происходящее в жизни - со спектаклем, а себя самого - с драматургом и постановщиком, который управляет актерами и следит за реакцией зрителей. Как романист Филдинг во многом опирался на свой опыт драматурга и режиссера. Драматическое начало выражено в его романах очень сильно. Оно проявилось в живости действия, в остроте и напряженности ситуаций; Филдинг показал, что, подобно драме, роман изображает сильные человеческие страсти. Он рассматривает жизнь как «великую драму, похожую почти во всех своих подробностях на театральные представления».
·         В 1-й главе 9-й книги Филдинг уверяет, что его роман вполне может считаться историей, так все его действующие лица заимствованы из «великой книги Природы». Свою «историю» Филдинг противопоставлял прециозным галантным романам, ведь создателю такой «истории» недостаточно обладать талантом и начитанностью, ему необходимо широкое и разнообразное общение с людьми, дарующее ему знание реальной жизни.
·         В начале 11-й главы автор жалуется на клевету критиков, которые из-за мелких несовершенств осуждают произведение целиком. Он признает за романом определенные несовершенства, ведь в природе не существует ничего абсолютно идеального.
·         В начале 15-й книги Филдинг рассуждает о пороке и добродетели. Он признает, что утверждение о том, что «добродетель – прямая дорога к счастью, а порок – к несчастью» не совсем соответствует истине, однако видит и немало подтверждений этого правила (взять хотя бы Тома Джонса). Эта глава выражает позицию Филдинга в споре о «человеческой природе», который заполнил весь 18 век.  В Англии противоположные взгляды на эту тему выразили А.Шефтсбери (который верил в гармоничную природу человека, врожденные чувства морали и красоты) и Мандевиль (который был уверен в неизбежности и необходимости человеческих пороков, считал подосновой человеческого поведения эгоистический интерес). В этом споре Филдинг занимал компромиссную позицию. Чем шире изображал он общественные пороки, тем решительнее противопоставлял им человеческое качество, ценимое выше всех остальных – доброе сердце.
·         Подобным качеством с избытком наделен  его  любимый  герой  Том  Джонс. Конечно,  и  Джозеф  Эндрюс  был  добрым,  хорошим  человеком.  Но  он,  что называется, был слишком хорош для этого мира  -  для  романа,  в  частности. Вернее даже сказать, он так и не родился в качестве живого образа. Тем не менее, роману «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Абрама Адамса» принадлежит важное место в развитии английского просветительского реализма, явившись первой «комической эпопеей».
«История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Абрама Адамса»
·         Поводом к появлению «Джозефа Эндрюса» стал роман Ричардсона «Памела». Не приемля идейно-эстетических позиций Ричардсона, Филдинг написал на его роман пародию. Но «Джозеф Эндрюс» перерос рамки пародии и вошел в историю английской литературы как вполне самостоятельное произведение, первый «роман большой дороги».
·         Роман строится как история приключений Джозефа Эндрюса - родного брата Памелы. Он с детских лет находится в услужении в богатом поместье. После смерти владельца усадьбы - сэра Томаса - его вдова леди Буби покушается на добродетель приглянувшегося ей молодого слуги. Но Джозеф стойко сопротивляется ее ухаживаниям. В этом единоборстве с пороком надежной опорой для него становится пример Памелы. Разгневанная леди Буби отдаляет от себя Джозефа. Эта пародийная ситуация является завязкой романа.
·         Однако суть полемики с Ричардсоном заключалась не в комическом обыгрывании отдельных ситуаций и приемов. Филдинг выступил с решительным осуждением притворства и тщеславия, с критикой социальных противоречий. Не случайно в конце романа появляется Памела, ставшая женой мистера Буби и воплощающая ненавистные для Филдинга ханжество, лицемерную добропорядочность и сословную спесь (не удивительно, что Филдингу приписывается также авторство пародии о Шамеле Эндрус, 1741: «sham» — «притворство»). Если ричардсоновская Памела проявляет стойкую добродетель и вознаграждается богатством и положением в обществе, то филдинговский Джозеф оказывается изгнанным из дома леди Буби; он сталкивается с жизненными трудностями, но проявляет себя смелым, отзывчивым и подлинно благородным человеком. Филдинг противопоставляет истинную человечность своего героя лицемерной добродетельности Памелы.
·         Форма комического эпоса позволила Филдингу выйти за узкие сюжетные рамки ричардсоновского романа из жизни одной семьи. В подзаголовке «Джозефа Эндруса» Филдинг поставил слова: «Написано в подражание манере Сервантеса, автора „Дон Кихота“». Филдинг следовал Сервантесу в создании реалистической картины жизни, трактуемой в сатирическом свете, и в изображении положительного героя — пастора Адамса, простодушного и непрактичного бедняка и скитальца. Именно пастор Адамс, бредущий в Лондон искать издателя для своих проповедей, вывел роман на эпический простор "Джозеф Эндрюс" вывел. Чего мы могли ожидать от Джозефа, озабоченного лишь сохранением своего целомудрия? Поэтому именно пастора Адамса уместно было бы сравнить с Дон Кихотом, в то время как Джозеф Эндрюс своей пассивностью напоминает скорее Санчо Пансу.
·         В романе о Джозефе Эндрюсе (как и в «Томе Джонсе») Филдинг, преобразуя традиционную схему плутовского романа, рисует историю странствий своих героев на фоне реалистически полнокровной картины английской жизни с сочными деталями быта.
·         Про «Тома Джонса» см. билет 41
ЖАНР Здесь уместно будет рассказать об особенностях жанра комической эпопеи. Название «комическая эпопея» означает и новый тип романного повествования (не romance и не novel), и ориентация на традицию романа 17в., взгляд на роман как на эпопею в прозе (хотя тогда существовали лишь героические эпопеи).  Комической эпопее присуща невероятная открытость жизни. Характер героя раскрывается на широчайшем жизненном фоне, в столкновении с людьми всех званий и профессий. Они помогают нам узнать его, он – их. Всех своих героев Филдинг пускает в плаванье по житейскому морю. Это плаванье имеет определенную цель. Роман Филдинга – это еще и философская эпопея. Правда, философские вопросы, в ней решаемые, лишены отвлеченности, непосредственно связаны с жизнью. Филдинг ставит перед собой задачу – выявить законы, которым подчинен реальный мир, не скрывая при этом своего лица и сохранив за собой право вступать в разговор с читателем, объяснять ему смысл происходящих событий. Огромным вкладом, внесенным Филдингом в жанр романа, стала «свобода изложения». Он отказывается от претензий на документальную подлинность повествования и открыто выступает перед читателями как художник-творец.
ГЕРОИ Для «комической эпопеи» характерна необычайная широта охвата жизни. Герои Филдинга живут в общении с множеством других людей, судьба их решается не в замкнутом мирке душевных переживаний, а в зависимости от их сношений с «большим» вешним миром. Свободная сюжетная схема «приключений» или «странствований» героя позволяла художнику беспрепятственно вводить в повествование разнообразнейших персонажей различных сословий и профессий.
Внешний мир и герои романа являются одновременно реальными (убедительными) и вымышленными (не имеют конкретных прототипов), а за всем этим стоит художественное обобщение. Стремление найти обобщающий смысл Филдинг проявляет и при описании частных случаев нравственного уродства или несправедливости. Так, спор деревенского лекаря и пастора в трактире Тау-Ваузов (они спорили о том, как можно наилучшим образом  предьявить в качестве улики против вора золотую монету, хотя монета была вовсе не у них украдена, им просто хотелось блеснуть ученостью) подает повод к обличению «Тщеславия» (в «Приключениях Джозефа Эндрюса»), а сплетни и свары, вызванные заносчивостью Молли Сигрим, уподобляются интригам в высших сферах (в «Истории Тома Джонса»).
Неслучаен выбор героя «комической эпопеи». Безродность Тома Джонса как бы выключала его из прочно сложившейся системы общественных и семейных отношения и заранее обрекала его на всевозможные испытания и превратности судьбы.
ЭТИКА Главный принцип Филдинга – верность природе. Обширный материал, использованный в «комических эпопеях», являет собой удивительное многообразие самых разных «оттенков» человеческой природы.
Человеческая природа оказывается отнюдь не одинаковой. Она самым различным образом проявляет себя в лице пастора Адамса и его собрата Траллибера, в лице Тома Джонса и его сводного брата Блайфила. Однако Филдинг вовсе не пытается четко разделить людей на «плохих» и «хороших». В природе нет ни  абсолютно идеальных, ни абсолютно плохих людей. Разными людьми (а порой одним и тем же человеком) по-разному воспринимаются одни и те же вещи. Например, Памела Эндрюс, гордясь (наверное, немного чрезмерно) своей добродетелью, благодаря которой она стала женой своего барина, сквайра Буби, негодует, когда ее брат хочет жениться на служанке Фанни. Действительная жизнь не умещается в любые предустановленные рамки.
Читатель должен сам ответить на вопрос: что же представляют из себя выведенные перед ним лица и их поступки. Для этого Филдинг наделяет читателей обширным материалом, столь, однако, разнородным, что ответить на этот вопрос становится нелегко. Кто такой Том Джонс, например – повеса, бездельник, неблагодарный своему благодетелю или все-таки хороший человек? Самые понятия «хорошего» и «плохого» оказываются очень сложными, нуждающимися в проверке жизнью. Человеческое достоинство должно быть взвешено на весах жизненного опыта.
Для Филдинга мерой истинной человечности является сочувствие ближним и готовность прийти им на помощь. Все любимые герои автора обладают этим качеством в избытке (Том Джонс, Джозеф Эндрюс, Абрам Адамс). Другая их характерная черта – непосредственность. Так, про пастора Адамса говорится, что «главным его качеством была простота».
Другое важное этическое открытие Филдинга: нельзя судить о человеке по одному поступку, схожие поступки заслуживают различной оценки, смотря по обстоятельствам. Так, грубое распутство Молли Сигрим, по Филдингу, простительнее, чем мерзкое сластолюбие стареющей лицемерной леди Белластон.

Филдинг уклоняется от прямых наставлений, напротив, он хочет вовлечь читателей в самый процесс исследования и осмысления жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий