четверг, 19 июня 2014 г.

61. Немецкая литература 18 века.

61. Немецкая литература 18 века.
Источники – Пахсарьян, «История зарубежной литературы XVIII века» под редакцией Л. В. Сидорченко.
Литература немецкого Просвещения развивалась в условиях, существенно отличных от передовых стран Европы — Англии и Франции. Тридцатилетняя война (1618 — 1648) стала для Германии национальной катастрофой. Потерявшая четыре пятых своего населения, перенесшая глубокую хозяйственную разруху, страна оказалась отброшенной назад и в области культурного развития. Национально-политическая раздробленность страны болезненно сказывалась и на материальной, и на духовной сфере; замкнутость и изолированность немецких княжеств закрепляли различия между местными диалектами и тормозили создание единого литературного языка. Круг духовных интересов бюргерства и дворянства был крайне ограничен. Для политически раздробленной Германии характерна множественность культурных центров, сменявших друг друга или сосуществовавших. Они возникали в княжеских резиденциях, в университетских и вольных имперских городах. Такими центрами были Лейпциг, Гамбург, Геттинген, пока, наконец, в последней четверти века приоритет не утвердился за Веймаром — резиденцией маленького княжества, в котором сосредоточился весь цвет немецкой литературы — Гете, Шиллер, Виланд, Гердер. Одной из особенностей немецкой культурной атмосферы XVIII в. была совершенно очевидная диспропорция между возраставшим (особенно с середины века) интеллектуальным и творческим потенциалом, с одной стороны, и низким уровнем духовных потребностей общества — с другой. Немецкие писатели, происходившие большей частью из малоимущих слоев общества, лишь с трудом могли пробить себе путь к образованию, а получив его, вынуждены были довольствоваться жалкой участью домашнего учителя или сельского священника. Литературный труд не мог обеспечить даже самого скромного существования.
Своеобразие немецкого Просвещения: сознания немецкого бюргера еще не доросло до серьезных политических проблем, поэтому они как таковые не ставились. Просветительские идеалы свободы и личного достоинства, обличение деспотизма отразились в лит-ре в отвлеченное форме. Конкретное воплощение они получили лишь в «Эмилии Галотти» (1772) Лессинга и драмах молодого Шиллера.
Религиозная проблематика (важная во Франции) в Германии отодвинулась на второй план (т.к. официально признаны две религии – католичество и лютеранство). Но в то же время борьба против церковной ортодоксии и догматизма не снята с повестки дня, она ведется с позиций «естественной религии», просветительского идеала терпимости и пантеизма – публицистика и драматургия Лессинга, философская лирика Гете. В целом немецкое Просвещение тяготело к отвлеченным теоретическим проблемам, оно широко разрабатывало вопросы эстетики, философии истории, философии языка. В этих областях немецкая духовная культура в последней трети века даже опережает другие европейские страны.
Поэтому борьба за объединение была главной задачей времени, за ее успешное решение боролись все передовые немецкие мыслители и писатели. Передовые люди Германии возлагали большие надежды на отечественную литературу и видели в ней главный проводник просветительских идей.
Литературное развитие в Германии 18 века чрезвычайно пестрое и неравномерное. Барокко (не ушедшее до конца из немецкой литературы этой эпохи), классицизм, сентиментализм, рококо, просветительская и непросветительская поэзия, проза, драматургия не только не сменяют последовательно друг друга, а причудливо сочетаются даже в творчестве одного писателя (например, Лессинга). В Германии почти каждое направление имеет несколько вариантов («штюрмерство», «веймарская классика» и т.п.).
Этапы:
1.       1690-1720-е годы. Время формирования раннего немецкого рококо и философская «подготовка» Просвещения (Лейбниц, Вольф). Философия нем. Просвещения носила идеалистический характер:  идеи Лейбница о «предустановленной гармонии» мира, порождающей баланс добра и зла, причинно-следственной связи, управляющей миром, учение о множестве «возможных миров». Кристиан Вольф – последователь Лейбница. Первая треть века – становление журналистики, выполняющей просветительскую и объединяющую ф-ю, период утверждения нормативных тенденций. Разработка теоретических вопросов в этот период явно опережает художественную практику.
2.       1730-40-е годы. Важный этап немецкой литературы XVIII столетия, обозначенный становлением классической эстетики Готшеда и борьбой с ней сентиментализма «швейцарцев» Бодмера и Брейтингера. Этот период ознаменован также распространением морально-дидактической публицистики и появлением первых немецких сентименталистских романов. Готшед был рационалистом, сторонником философии Вольфа, считавшего разум основным двигателем общественной жизни и рекомендовавшего начинать ее улучшение с усовершенствования разума, с просвещения общества. Ориентировался на французские, отчасти английские образцы. Из всех деятелей той поры Готшед наиболее ясно понимал глубокий упадок немецкой литературы и культуры в целом, и постепенно у пего возникает замысел реформы литературы и языка. Наиболее полное и систематическое изложение взглядов Готшеда на литературу и театр содержится в его «Опыте критической поэтики для немцев». Сторонник эстетики классицизма. Три трагедии —«Умирающий Катон» (1731), «Парижская кровавая свадьба» (1744) и «Агис» (1745), созданные по всем канонам классицизма. «Швейцарцы» критиковали Готшеда (на первом месте должно быть не знание правил, а одаренность, талант; главная сила в творческом акте не разум, а фантазия и воображение). К концу 1740-х годов раннепросветительский классицизм Готшеда и его школы практически исчерпал себя, выполнив свои нормализаторские задачи, но не породив подлинно значительных литературных произведений.
3.       1750-60-е годы. Около середины века на горизонте появляется яркая поэтическая личность – Клопшток (тяготел к сентиментализму). «Эпоха Лессинга», появление национально-самобытных и европейски значимых памятников. Очень большое жанровое разнообразие в этот период (развитие лирической драмы, оды, эпической поэмы, новеллы, воспитательного романа). Эстетика и драматургия Лессинга оказали огромное влияние на евр. литературу 18 в.
4.       1770-80-е годы Зрелое немецкое просвещение. Данный период характеризуется продолжением творчества писателей, вступивших в литературу еще в 1750-1760-е годы, - Клопштока, Виланда, Лессинга. Но в центре внимания – литература «Бури и натиска». Большое количество литераторов входило в круг сторонников штюрмерства, но наиболее яркими были Гете и Шиллер.
В последние два десятилетия века происходит переоценка теоретических и творческих завоеваний писателей движения «Бури и натиска» с их выраженным индивидуализмом и субъективизмом, намечается постепенное уравновешивание, смягчение крайностей, переход к более объективному, порою — более дистанцированному отражению действительности. Складывается новая художественная система, именуемая «веймарским классицизмом» и не имеющая прямых аналогов в литературе Англии и Франции. Она получает свое воплощение в совместно выработанной эстетической теории Гете и Шиллера и в их творчестве 1780-1790-х годов.
Готфрид Эфраим Лессинг (1729-1781). (СМ. БИЛЕТ 62)
Основные вехи творчества:
·         юношеские комедии – «Молодой ученый» (1746), «Женоненавистиник», «Вольнодумец», «Евреи» (1747-1749). Во многом подражательны.
·         1753-1755 – издает свое первое собрание сочинений, там пьеса «Мисс Сара Сампсон», которая принесла ему славу реформатора немецкой сцены – бюргерская трагедия, история любви и трагической гибели юной и доверчивой Сары. Отчетливое морализаторское начало, опора на врожденные качества человеческой натуры.
·         «Литературное письмо» (1759) - острая критика деятельности Готшеда за то, что тот в своей театральной реформе ориентировался исключительно на искусство и эстетику французского классицизма. Л. говорит, что вкусу и характеру немецкого зрителя гораздо ближе театр Шекспира и его младших современников.
·         эстетический трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (1766). Живопись – пространственный принцип, тела изображены в один момент действия; поэзия – звучащее слово, показывает явления во временной последовательности.
·         еженедельный журнал «Гамбургская драматургия» (1767-1768) – выдающийся труд по теории драмы, яркий образец театральной критики.
·         Комедия «Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье» (1767) – построена на злободневном материале, живые герои, живой язык.
·         «Эмилия Галотти» (1772) – антифеодальная бюргерская трагедия. Воплощение взглядов Л. на искусство и действительность.
·         «Фрагменты из сочинений неизвестного» (1774-1778) - опубликовал отрывки из трактата немецкого философа-просветителя Реймаруса, критиковавшего священное писание с позиций «естественной религии». + своя критика легенды о воскресении Христа и Библии в целом. Церковь восприняла это плохо.
·         «Воспитание человеческого рода» (1777 — 1780) – взгляды на эволюцию религии и морали. Новая вера и новое моральное состояние человечества основываются на разуме и «естественной» добродетели.
·         «Натан Мудрый» (1779) – первая немецкая стихотворная драма, написанная в пятистопном ямбе.
Немецкий сентиментализм 18 в. связан с Клопштоком. Основное занятие – поэзия. Религиозная эпическая поэма «Мессиада» на еванг. сюжет о смерти Христа. Пафос смиренного страдания и мужественного терпения. Писал оды, их содержанием впервые становится душевный мир поэта, хотя классический жанровый канон не уничтожается, а лишь трансформируется. Также писал гимны. Яркий и образный язык возвышенного чувства. Слова – символы волнений души, не поддающихся логическому определению. Гражданская позиция, патриотизм – в ряде од, стихотворений, драм.
Рядом с патетическим сентиментализмом Клопштока развивается сниженный вариант чувствительности – пассивная погруженность в личные переживания, в частную жизнь и повседневные конфликты (полагаю, рококо). Жанры семейно-бытового романа, «мещанская драма», «серьезная комедия», идиллия, анакреонтическая поэзия. Образец – Стерн. В творчестве Виланда получил свое отражение кризис сентиментализма.
Кристаф Мартин Виланд (1733-1813). Основные вехи творчества:
·         роман «История Агатона» (1767) – повергает проверке учение английского философа Шефтсбери о гармонии духовного и чувственного начал в природе человека. Исследование нравственной природы человека.
·         роман «Дон Сильвио де Розальва, или Победа природы над мечтательностью» (1764) - построен по схеме «Дон Кихота», В. исследует сознание фантазера, подменяющего объективную действительность сентиментальной иллюзией, «Комические рассказы» (1765) – по мотивам Лукиана, скандальная хроника Олимпа – с этими и подобными произведениями Виланда связано понятие немецкого литературного рококо, течения, развивавш. в сложном взаимодействии с сентиментализмом. Культ грации, легкости и изящества, эпикурейский идеал наслаждения, интерес к жанрам пасторали и волшебной сказки, к стилизации и пародии.
·         роман «Золотое зерцало» (1772) – тоже ироничное произведение, лишь критика феодального произвола и религиозного фанатизма свидетельствуют о твердости просветительских позиций В.
·         «История абдеритов» (1774) – сатирический роман, антимещанский, обличение феодальных и религиозных предрассудков. Абдерой назывался легендарный античный город глупцов наподобие немецкой Шильды или русского Пошехонья. Виланд строит роман на контрасте разума и неразумия, как столкновение философа Демокрита, переживающего в Абдере своеобразное «горе от ума», и абдеритов — воплощения глупости и предрассудков, поданных в гротескном аспекте. Главный источник комизма заключается в несоответствии подлинного облика абдерита его высоким представлениям о себе и о порядках, царящих в Абдере. Сквозь античный фасад явственно проступает та немецкая действительность, которая служит подлинным объектом сатиры Виланда. Он создает собирательный образ немецкого мещанина, благоденствующего в мире пошлости и беззакония.
·         поэма «Оберон» (1780) - повествование об испытаниях любви, верности и душевного благородства, которым подвергает влюбленных царь эльфов Оберон, усомнившись в человеческой добродетели
На пороге 1770-х годов – новая фраза развития. Кратковременное, но плодотворное движение «Буря и натиск» (Sturm und Drang) по заглавию драмы Клингера, одного из самых ярких его представителей – возросшее общественное и нравственное самосознание немецкого бюргерства, нарастающий социальный протест против приниженности и бесправия, косности и провинциализма культурной жизни. Эмансипация личности от политического и духовного гнета, отказ от последовательно рационалистического подхода к общественным, нравственным и эстетическим проблемам, который господствовал в Просвещении ранее. Следуя идеям европейского сентиментализма, писатели-штюрмеры (от слова «Sturm» — буря) восстают против диктата разума и «здравого смысла», прагматической рассудочности, в которой они видят проявление мещанской ограниченности и эгоизма. В качестве альтернативы они выдвигают культ сердца, чувства, страсти. Ратуют за простую, неискаженную человеческую природу против искусственности современного уклада жизни. Открытие фольклора как проявления простой и «естественной» сущности человеческой натуры.
Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) – теоретический вождь нового движения, оказал влияние на все поколение 70-х годов, прежде всего на молодого Гете. По окончании университета Гердер получил место пастора в Риге. Необычные проповеди, смелые по содержанию и блестящие по форме. И здесь, и в дальнейшем использует церковную кафедру в просветительских целях. Водил дружбу с Гете (познакомились в Страсбурге). Переехал в Веймар проповедовать и остался там.
Основные вехи творчества: 
·         «Фрагменты о новейшей немецкой литературе» (1767); «Критические леса» (1769), в которых (в лесах) полемически развивал некоторые идеи Лессинга.
·         «Извлечения из переписки об Оссиане и о песнях древних народов» (1773) – отражается переворот, сделанный Г. в философии истории. Признает поступательное движение чел. цивилизации и его благотворные последствия, Но прогр. развитие не означает безусловного отрицания пройденных этапов. Каждая ступень в развитии человечества отличается своим неповторимым своеобразием и своей ценностью, которые невосполнимо утрачиваются на следующей ступени. Движение происходит как отталкивание, неприятие ушедшей культурной эпохи со стороны той, которая пришла ей на смену. В этом принципе борьбы противоречий и противоположностей как основы поступательного развития — величайшее диалектическое прозрение Гердера-историка. Единство исторического развития человечества как поступательного движения включает все многообразие социальных и культурных эпох, разных народов, больших и малых, цивилизованных и «диких». Гердер отвергает традиционное иерархическое деление, признающее культурный авторитет и «совершенство» только за классической древностью и ее современными подражателями — французами, итальянцами и другими просвещенными европейскими народами. Малые народы и племена также создали свою неповторимую, своеобразную поэзию — зачастую устную, бесписьменную, фольклорную, которую необходимо собрать, записать, сделать доступной культурному сознанию европейцев. И в самой Европе, по мнению Гердера, немало неизведанных сокровищ народной поэзии.
·         «Народные песни» (после его смерти он многократно издавался под названием «Голоса народов в песнях») (1778-1779) – обширный сборник, кроме немецких включил английские, итальянские, испанские, скандинавские, сербские, эстонские, литовские, латышские, лапландские, индейские и другие образцы народной поэзии в своем переводе.
·         «Шекспир» - статья, напечатанная вместе со статьей об Оссиане в сборнике «О немецком характере и искусстве» (1773). Этот сборник, в который вошла также и работа Гете «О немецком зодчестве», стал манифестом «Бури и натиска». Сопоставляя драму Шекспира с греческой, Гердер приходит к выводу, что у них нет ничего общего, кроме названия: каждая порождена своими особенными условиями жизни, характером общества и государства, сложностью человеческой личности и отношений между людьми. Значительно более простая в своей основе жизнь древних греков естественно воплощалась в простой структуре их драм и столь же естественно отражалась в аристотелевских правилах. Иначе обстояло дело на севере Европы в эпоху Шекспира: «Перед Шекспиром, вокруг него были отечественные обычаи, деяния, склонности, исторические традиции, которым менее всего была присуща простота, составляющая основу греческой драмы». Отсюда — усложненность созданных им ситуаций и характеров, композиций и фабулы, протяженность действия во времени и насыщенность этого времени событиями, частая смена места, всегда конкретно связанного с обстоятельствами и характером события. Особое внимание Гердер уделяет вопросу о месте и времени. Он впервые поднимает проблему несоответствия художественного времени и бытового, астрономического. Проблема эта сохраняет свою теоретическую остроту и в наши дни. В статье о Шекспире противопоставлены две великие, но в корне разные драматические системы: античная и шекспировская (в отличие от Лессинга, который подтверждал величие Шекспира его близостью к древним). С другой же стороны, Шекспир противопоставлен французской классической трагедии, которую Гердер считает вторичной, подражательной. Это типологическое противопоставление французской трагедии и Шекспира будет также впоследствии развито романтиками.
·         «О происхождении языка» (1770) – трактат, написанный на конкурсную тему Прусской академии. Связывает происхождение языка с развитием мышления.
Две группы писателей «Бури и натиска»: 1. «Рейнские гении», группировались вокруг Гете и Гердера – Ленц, Клингер, Вагнер, в основном драматургия. 2. Поэты-лирики, в 1772 г. объединились в «Геттингемский союз рощи». Их кумир – Клопшток, Это – Хельти, Фосс,  братья Штольберг, Клаудиус, Бюргер.
Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) (СМ. БИЛЕТЫ 65-68)
·         Раннее творчество Гете связано с поэтической традицией рококо. Гете дружил с Гердером (теоретическим лидером штюрмеров), что повлияло на эстетику молодого Гете. К этому периоду относится штюрмерская драма «Гец фон Берлихинген». Усвоение шекспировской традиции. Роман «Страдания юного Вертера» принес Гете славу. Развитие автором традиции эпистолярно-дневникового повествования. Автобиографизм, много внешних совпадений и событийных параллелей. Тонкий психологизм, социальный критицизм.
·         «Веймарский классицизм» Гете. «Ифигения в Тавриде» - мифологический античный материал. Художественное воссоздание обобщенного конфликта культуры и варварства. Утопичность финала выражает просветительский оптимизм писателя.
·         Позднее творчество Гете. Роман «Годы ученого Вильгельма Майстера». Воспитательный роман. Имел огромное значение для становления немецкой романтической прозы. Философская лирика Гете (сборник «Западно-восточный диван»). Персидская тема. в эти годы Гете выдвигает идею «мировой литературы». «Фауст». Вершина творчества. Художественный синтез немецкого Просвещения. Пантеистические представления Гете. В «Фаусте» возможно обнаружить «элементы мистерии, моралите, миракля, эпической поэмы, трагедии, философской, мещанской, исторической драмы… и т.д.». Неоднозначность истолкования финала – оптимистичность или трагическая ирония?
Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (1759 — 1805) (СМ. БИЛЕТЫ 63,64)
«Штюрмерские» драмы Шиллера – «Разбойники», «Коварство и любовь». Тираноборческие и гуманистические мотивы, стремление к созданию сложных характеров, противоречивой психологии.
Второй этап творчества Шиллера – драмы «Дон Карлос» и «Мария Стюарт». Сочетание исторического материала и условной «конструкции», классицист. Всеобщность конфликта сочетается с просветительской проблематикой. Для Шиллера характерна идеализация героев (маркиз Поза в «Дон Карлосе» - «рупор идей» автора, хотя и не главный персонаж). Трилогия «Валленштейн» - разоблачение захватнических войн, показываются нищета и страдания народа. Историческая тема – Тридцатилетняя война. Проблема – ответственность сильной личности перед временем и народом.

Лирика Шиллера. Ведущие циклы: античный - «Боги Греции», «Художника»; историко-мифологический цикл философских баллад - «Поликратов перстень», "Ивиковы журавли», «Водолаз», «Геро и Леандр», «Битва с драконом», «Перчатка» и др.

1 комментарий:

  1. As claimed by Stanford Medical, It's really the ONLY reason women in this country get to live 10 years longer and weigh 19 kilos lighter than us.

    (And realistically, it is not about genetics or some hard exercise and really, EVERYTHING about "HOW" they eat.)

    BTW, What I said is "HOW", not "what"...

    CLICK this link to determine if this little test can help you unlock your real weight loss possibility

    ОтветитьУдалить