четверг, 19 июня 2014 г.

Билет 15. Немецкая литература 17 века (общая характеристика).

Билет 15. Немецкая литература 17 века (общая характеристика).
1.Общественно-политические условия и культурные следствия.
1.Германия 17 века находилась в состоянии глубокого экономического и политического кризиса, что наложило трагическую печать на лит-ру этого времени. Главной причиной кризиса была Тридцатилетняя война (1618-1648), которая началась в форме противостояния между католическими и протестанскими землями Германии, однако с вмешательством датских, шведских, французских, испанских войск переросла в общеевропейский конфликт. Тем не менее, военные действия велись на территории немецких земель (преим.)
2.Раздробленность Германии также способствовала кризису, в том числе литературному.  Ситуация осложнялась ещё и языковой ситуацией. Отсутствие общенациональной языковой нормы, крайняя засоренность лексики иностранными (преимущественно французскими) словами уже с первых десятилетий XVII в. начинают вызывать тревогу в кругах, озабоченных состоянием национальной культуры. В 1617 г. в Веймаре было основано первое из многих немецких языковых обществ — «Плодоносящее общество» (позднее получившее название «Пальмовый орден»). Общество оказывало писателям — своим членам поддержку в издании их сочинений. Устав общества предусматривал наряду с заботой об очищении и совершенствовании немецкого языка облагораживание нравов и внешних форм поведения. Таким образом, в задачи общества входило формирование светской культуры нового типа в духе общеевропейского культурного развития. По образцу «Плодоносящего общества» позднее возникли другие: «Общество Ели» в Страсбурге (1633), «Немецкое общество» в Гамбурге (1643), «Пастушеский и Цветочный орден» в Нюрнберге (1644). Все эти общества ставили перед собой общую цель — очищение немецкого языка от иностранных и диалектных слов, его приспособление к запросам рождающейся литературы — изящной и утонченной. В русле этой деятельности возникают и многочисленные руководства по поэтике. Членами общества (Плодоносящего) были Мартин Опиц и Юст Шоттель.
Периодизация немецкой литературы эпохи: по ключевой дате 1640г. (Вестфальский мир) различают два периода немлит. 17 века: 1.1600-1640 (военный) и 2.1640-1700 (послевоенный).
 В условиях разорения и упадка страны в лит-ре развивалось как реалистическое направление, направленное на отображение действительности, так и нереалистическое направление, служившее формой эскапизма.  Представителями последнего были поэты-мистики (Ангелиус Силезиус) и прециозные авторы (А.фон Циглер, Лоэнштейн и Гофмансвальдау).
примеры:
А.Силезиус
* * *
Внимательно вглядись в травинку, лист, цветок –
Увидишь, как един в трех ипостасях Бог.
 Как уместиться смог в душе и в сердце Бог?
Как целый океан вместился в ручеек?
Кристиан Хоффман фон Хоффмансвальдау
Смерть
Что смерть благочестивым?
Ключи от жизни вечной,
Времен граница лживых,
Напиток сна беспечный,
На поле битвы мир,
Идущий к солнцу путник,
Блаженства вечный пир,
В пути к отчизне спутник,
Пожатие десницы,
Пылающее пламя
И райские зарницы,
Горящие над нами.
Среди писателей реалистов выделялись как писатели-классицисты, культивировавшие высокие жанры (М.Опиц, П.Флеминг), так и поэты демократического крыла, к примеру, А.Гриффиус, которые тяготели к реалистической лит-ре, восходившей к шванкам. Прямыми предшественниками немецких классицистов были неолатинские поэты Германии (к примеру, известный гуманист Ренессанса Конрад Цельтис), которые стремились утвердить на немецкой почве классические жанры и формы. При этом классицизм немецкий в силу отсутствия централизованной власти не имел такой силы, как, например, во Франции. Он не мог стать выше дворов местных правителей и приобрести общенациональное значение, был смят сокрушительным вихрем грозных событий, барокко же, напротив, стало художественным средством отображения общественных сотрясений и переломов.
Немецкий классицизм
Одной из крупнейших групп поэтов-классицистов первой половины 17-ого века была 1-я силезская школа, главой которой был Мартин Опиц (1597-1639). Он не только был поэтом и теоретиком поэтического искусства, но и горячо боролся за права немецкого языка, которым, по его мнению, деятели науки и искусства часто пренебрегали, прибегая к латыни.
Основные черты Проза: Выделяют два направления барочной прозы: низовое демократическое барокко (Мошерош, Гриммельсгаузен) и высокое барокко.
Иоганн Михаэль Мошерош автор-сатирик. Самое знаменитое его произведение –  сатирико –дидактический роман ‘’Удивительные и истинные видения Филандера фон Зиттевальда’’, написанный в подражание  ‘’Сновидениям’’ Кеведо. В форме гротескных видений Мошерош изображает бедственное положение Германии, разоренной опустошительной войной, моральный упадок страны. Что касается языка романа, Мошерош часто прибегает к иноязычным цитатам и терминам, характерным для лит-ры барокко, широко использует игру слов, витиеватые неологизмы, что создает особый гротескный колорит языка романа. Современником его был создатель ‘’Симплициссимуса’’ Ганс Якоб Кристоффель Гриммельсгаузен (1622 или 1622-1676)
Гриммельсгаузен  пробовал свои силы не только в низовом, но и высоком жанровом варианте романа, был автором нескольких романов, повестей и сатир, но особенно известен его реалистический, беспощадно натуралистический роман. Автор следовал образцам испанского плутовского романа, проводя героя через различные жизненные обстоятельства.
М.Опиц  (‘’бароккизирующий’’классицизм(Н.Т.Пахсарьян))
Последователями М.Опица были поэт-сатирик Фридрих Логау и поэт-лирик Пауль Флеминг.
Фридрих Логау прежде всего знаменит своими эпиграммами. Всего им написано около 3600 эпиграмм, весьма разнобразных по своему содержанию. В них он говорит о Тридцатилетней войне, пороках придворной жизни, политическом и религиозном деспотизме, касается этических и философских проблем. В 17 веке поэт не пользовался популярностью, зато в 18 веке высокую оценку его эпиграммам дал Лессинг, опубликовавший книгу его избранных эпиграмм.
Как последователь Опица, Флеминг широко использовал в своём творчестве опыт латинских, голландских, французских поэтов, писал многочисленные сонеты, духовные и светские песни. Наибольший интерес представляет его любовная лирика, обнаруживающая яркость чувств и непосредственность впечатлений. Мотив бури чувств, эмоциональность сближают стихотворения Флеминга с народной песенной лирикой: стихотворение ‘’Пляс’’. Вместе с тем безудержная веселость иногда приобретает трагический характер. В лирике присутствуют мотивы потерянной души, душевной болезни, ненависти к миру (‘’Обида’’, ‘’Новое намерение’’).
Главным представителем барокко был А.Грифиус. Основные темы его поэзии: идея бренности человеческой жизни, идея трагического смятения перед катастрофичностью бытия. Основные произведения: Мирские радости, Мертвец говорит из своей могилы, Все бренно, Постоянство любви)
См. следующий вопрос по Опицу и Грифиусу
Драматургия:
Крупнейшим драматургическим жанром эпохи была трагедия, которую считали самым высоким жанром литературы. Она затрагивала самые серьезные проблемы эпохи. Благодаря А.Грифиусу оформилась немецкая риторическая трагедия, восходившая к античной. Так, он  даже вводил в ряд трагедий хоры, как у Софокла.
Его трагедии представляют собой яркие образцы немецкой риторической трагедии эпохи барокко. Его лучшая трагедия ‘’Карденио и Целинда’’ имеет все барочные эффекты: призраки, колдовство, говорящий мертвец. К лучшим его комедиям относится ‘’Петер Сквенц’’, в гротескной форме изображающая быт различных слоев немецкого общества после Тридцатилетней войны.

Видным драматургом был и Юст Георг Шоттель, написавший на исходе Тридцатилетней войны аллегорическую пьесу ‘’Победа мира’’. Произведение выразило упование немцев на ‘’золотой мир’’, который был так нужен измученной Германии.  Пьеса заканчивается триумфальным нисхождением Богини Мира на землю Германии в окружении Разума, Добродетели и Страха Божьего. Успех произведения свидетельствовал о развитии антивоенных настроений в немецком обществе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий