9. Испанский плутовской роман,
особенности жанра.
ПЛУТОВСКОЙ РОМАН
– в широком значении слова –
повествование, в котором изображаются похождения героя-плута: к такого рода текстам можно отнести множество произведений
мировой литературы и даже фольклора, от арабских макам и немецкой народной книги
о Тиле Уленшпигеле до «Приключений
Гекльберри Финна» Марка Твена и
«Хулио Хуренито» Ильи Эренбурга. Образ плута генетически связан с трикстером – одной из ключевых фигур
мифологий всех народов мира, что объясняет его распространенность в мировой
литературе. Справка из википедии:
трикстер — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее
противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам
поведения.
В более узком,
историко-литературном понимании «плутовской роман» (“la
novela picaresca”)
- укоренившееся в XIX веке
обозначение центрального жанра испанской прозы Золотого века - «пикарески» (la picaresca: от «пикаро»-pícaro: прихлебатель,
пройдоха, ловкач). Критики романоцентристского XIX
века пренебрегли тем, что далеко не все «пикарески» являются собственно
«романами»: во многих из них сатирико-обличительное и риторико-дидактическое
начало преобладает над повествовательным. «Внутренняя жизнь» героя «плутовского
романа» остается абсолютно вне сферы художественного изображения. «Школа
жизни», которую герой-пикаро проходит по мере развертывания сюжета пикарески –
своего рода «анти-воспитание», в результате которого рождается анти-личность,
человек, выстраивающий свое «я» с оглядкой на общественное мнение,
приспособившийся к поведенческим шаблонам нравственно деградировавшего
общества. Пикаро как герой жанра - наглядное опровержение ренессансной
идеализации человеческой природы и природы в целом, равно как и ставки
реформаторов церкви на “человека внутреннего”, на личностную веру вне обряда и
ритуала.
Прообраз
“пикарески” - анонимная повесть “Жизнь
Ласарильо де Тормес” (или просто Жизнь Ласарильо с Тормеса), сохранившаяся
в трех изданиях 1554 года и написанная, по всей видимости, в начале 1550-х
годов. В “Ласарильо” смоделирована та повествовательная структура, которая
ляжет в основу большинства образцов жанра. Ее характерные черты: 1) пикареска –
это повествование, ведущееся от первого лица, от лица самого героя, то есть
фиктивная автобиография; 2) при этом,
хотя авторы «пикаресок» и доверяют герою-пикаро право быть судьей окружающей
его действительности, в структуре повествования пикаро-повествователь,
пикаро-действующее лицо, а также автор произведения обладают относительно
самостоятельными точками зрения, на игре которых и строится художественное
целое “плутовского романа”; 3) сюжет “пикарески” развертывается как серия
произвольно нанизываемых друг на друга эпизодов-похождений героя, заключенных,
тем не менее, в жесткую рамочную конструкцию: это – или письмо пикаро, имеющее
некоего адресата, или его речь-исповедь, а еще чаще - проповедь, адресованная
определенному слушателю, или же - и то, и другое; таким образом, композиция
“пикарески” основана на парадоксальном сочетании “закрытости” и “открытости”:
пикаро ведет рассказ о своей жизни с момента своего рождения и до времени, к
которому приурочено повествование, что предполагает возможность его
продолжения; 4) большую роль в плутовских романах играют “прологи”, включающие
текст пикарески в ситуацию эксплицированного общения автора и
героя-повествователя с читателем (или читателями); поэтому плутовской дискурс в
одно и то же время монологичен и диалогичен: пикаро-повествователь претендует
на право быть носителем последней правды о мире, но авторская ирония и
активность читателя размывают монологический строй плутовской проповеди.
Протеистичность
– характерная черта персонажа-пикаро: на протяжении повествования он выступает
в разных ролях и обличьях (самая расхожая – “слуга многих господ”); его оценки
описываемого также двоятся, так как герой-рассказчик нередко исповедует (или
думает, что исповедует) иную нравственность, нежели герой рассказа (нередко
герой рассказывает о своей прошлой греховной жизни, пережив религиозное
просветление). Столь же протеистичен и сам жанр, активно взаимодействующий с
самыми разными жанровыми традициями: житийной литературой (плутовской роман, по
мнению Г.Гачева, - своего рода “анти-житие”); исповедью (в истоках пикареска –
спародированная исповедь); проповедью, новеллой, менипповой сатирой,
“селестинеской” и т.д. Поэтому вокруг условного жанрового “ядра”, образуемого
классикой жанра – “Жизнью Ласарильо де Тормес”, “Гусманом де Альфараче”
(1 ч. –1599, 2 ч. –1604) Матео Алемана
и “Историей жизни пройдохи по имени дон Паблос” или просто “Бусконом” (написана в 1604-1609 гг.,
опубл. 1626) Франсиско де Кеведо располагаются тексты, в той или иной
сдвигающие плутовское повествование к иным жанровым образованиям. Нарушения
условного жанрового канона “пикарески” сводятся к трем основным моментам: 1) к
отказу от повествования от первого лица (напр., в “плутовских романах” А.Кастильо де Солорсано, представляющих
по сути заключенные в плутовское обрамление сборники новелл); 2) к
использованию формы стилизованной, то есть заведомо вымышленной плутовской автобиографии для развертывания подлинного автобиографического повествования
(“История жизни и деяния Эстебанильо
Гонсалеса”, 1643); 3) к замене героя-пикаро – человека, не просто низкого,
но “дурного” происхождения, безнадежно стремящегося выбиться в люди, плутом поневоле, человеком благородного
(пускай, и незнатного) происхождения (например, эскудеро), вынужденном под
давлением обстоятельств плутовать и совершать нечестные поступки. Таким
персонажем в какой-то степени является и маленький Ласарильо (в отличие от
Ласаро-рассказчика), обманывающий своих
хозяев, чтобы не умереть от голода. Таковы герои романов Висенте Эспинеля (“Жизнь Маркоса де Обрегон”, 1618),
Херонимо Алькала Яньеса-и-Риберы “Красноречивый
послушник Алонсо, слуга многих господ” (1624-1626). Само слово “пикаро” появится впервые в романе
Матео Алемана, Поэтому, а также потому, что у автора “Ласарильо” нашелся только
один продолжатель – анонимный автор “Второй части “Жизни Ласарильо де Тормес”
(1555), существует мнение, что история жанра начинается именно с “Гусмана де Альфараче”: лишь успех
романа Алемана пробудил интерес издателей и читателей к практически не
переиздававшейся на протяжении второй половины XVI
столетия повести и подвиг многих к сочинению похождений плутов, рассказываемых
ими самим. Первые авторы плутовских романов (Грегорио Гонсалес в «Побирушке Онофре» (1604, опубл. 1973),
Франсиско Лопес де Убеда в «Плутовке
Хустине», 1605), Кеведо в «Бусконе») пародируют роман Алемана или
полемизируют с его создателем, оставаясь, тем не менее внутри складывающегося
«пикарескного» жанра. Подлинно-содержательный и принципиально-творческий спор с
Алеманом ведет Сервантес во второй части «Дон Кихота».
Особую серию
«пикаресок» представляют повествования, героинями которых
выступают женщины – «пикарессы» (романы Лопе де Убеды, А. дель Кастильо
Солорсано, «Дочь Селестины или изобретательная Елена», 1612, Алонсо Херонимо де Саласа Барбадильо).
К середине XVII века история испанской «пикарески» завершается.
Но многие жанровые новации и приемы
авторов «пикаресок» в том же веке станут достоянием иных национальных
литературных традиций («Симплициус
Симплициссимус» Г.-Я.К.Гриммельсгаузена)
будут унаследованы романистами XVIII и последующих
веков (Лесажем, Мариво, Прево, Дидро, Дефо, Филдингом, Смолеттом,
Теккереем, Диккенсом, Гоголем и др..) При этом сюжетно-композиционная схема
плутовского романа, в особенности повествование от первого лица, будет
использоваться и в очень далеких от пикарески разновидностях романа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий