вторник, 3 июня 2014 г.

25. Простое и сложное предложение. Монопредикативность и полипредикативность.

25. Простое и сложное предложение. Монопредикативность и полипредикативность.
Предложение - единица грамматики, обычно соответствующая законченному высказыванию и способная выступать в качестве отдельного сообщения (текста минимальной длины). Предложение состоит из слов, выступающих в морфологических формах и в линейном порядке, которые предусмотрены грамматикой языка. Структура предложения – предмет синтаксиса.

Простое предложение.
Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации, обладающую такими свойствами, которые делают возможным отнесение сообщаемого в тот или иной временной план. Кроме того, простое предложение - основная единица, участвующая в формировании сложного предложения и текста. Простое предложение состоит из словосочетаний и словоформ, имеет собственные грамматические характеристики:
1.      оно образуется по специальному грамматическому образцу;
2.      обладает языковыми значениями, формальными характеристиками, интонационной оформленностью и способностью к изменению.
Простое предложение входит в парадигматические отношения. Парадигматические отношения - формальные изменения самой конструкции (частные проявления общего категориального значения), выраженные специальными средствами. Частные грамматические значения простого предложения выражаются:
1.      знаменательными или служебными словами;
2.      синтаксическими частицами;
3.      порядком слов;
4.      интонацией.
Простое предложение входит в синтагматические отношения - члены простого предложения сочетаются друг с другом по определенным правилам.
Каждое простое предложение построено по определенному формальному образцу, который называется предикативной основой или структурной схемой. Такие схемы являются абстракциями, отвлекаемыми от неограниченного множества конкретных предложений.
1) Ребенок играет. Девочка читает. Поезд едет. Все эти предложениея построены по формальному образцу имя существительное+глагол в спрягаемой форме (N1+Vf).
2) Работы прибавляется. Воды убывает. – N2 + Vs3 Схема выражает отношения процессуального состояния и его носителя.
3) Зима. Ночь. – Cop1N1. - констатирует факт наличия.
Формы слов, организующие предикативную основу, называются компонентами структурной схемы, главными членами, предикативным центром.
Грамматическим значением простого предложения является предикативность - категория, которая целым комплексом формальных синтаксических средств соотносит сообщение с тем или иным временным планом действительности. Так, структурная схема предложения обладает грамматическими свойствами, которые позволяют обозначить, что то, о чем сообщается, либо реально осуществляется во времени (настоящем, прошедшем, будущем), то есть имеет реальный временной план, либо мыслится как возможное, должное, желаемое, то есть имеет ирреальный план, или временную неопределенность.
Значения времени и реальности/ирреальности слиты воедино, их комплекс называется объективной модальностью.
Таким образом, понятие предикативности как абстрактной синтаксической категории складывается из понятий: структурная схема, временной план сообщаемого и реальность/ирреальность сообщаемого (подробно об этом в билете 19)
Предложение совмещает в одной своей грамматической форме несколько значений разных ступеней абстракции. Во-первых, сам структурный образец простого предложения имеет отвлеченное значение, общее для всех предложений, так называемая предикативность. Значение предикативности, заложенное в образце, переносится в конкретное предложение и модифицируется в парадигме предложения, то есть в разных его синтаксических формах, выражающих значения реальности и ирреальности. Но в конкретных предложениях есть еще одно значение, идущее от компонентов предикативной основы и от их отношений + лексическое значение слов. Например: Ученик пишет - субъект и его активное действие; Гром гремит - субъект и его наличие, существование; Светает - наличие бессубъектного действия; Много дел, мало радости - субъект и его количественный признак и т.д.
Все сказанное имеет отношение к семантике структурной схемы или к семантической структуре предложения.
Таким образом, семантическая структура - это то его языковое значение, которое создается взаимодействием семантики структурной схемы и лексического значения слов.
Категориями семантической структуры является предикативный признак, субъект - носитель предикативного признака и объект; на уровне предложения эти значения уточняются и дифференцируются. Предложения, имеющие разную грамматическую организацию, но близкую семантическую структуру, в некоторых исследованиях рассматриваются как трансформы, то преобразования одного в другое, например: Наступает вечер - Вечереет; Сын учится - Сын - учащийся.
Кроме значения предикативности и семантической структуры в предложении присутствует его функциональное значение, связанное с распределением коммуникативной нагрузки между его членами; это значение выражается актуальным членением, то есть членением на тему и рему, порядком слов и интонацией.
Предыдущие характеристики (аспекты) предложения: структурная схема, семантическая структура являются статистическими, а коммуникативный аспект является динамическим. Рассмотренное в статистическом аспекте предложение автономно и самодостаточно, все его свойства объясняются изнутри, его собственным формальным устройством. Рассмотренное в динамическом аспекте предложение выступает не само по себе, а как часть текста, то есть в том лингвистическом и экстралингвистическом контексте, в котором оно существует.
Наибольшее развитие коммуникативный аспект получил в Пражской лингвистической школе (В. Матезиус - основоположник актуального членения), позднее других, лишь во второй половине ХХ века как особый научный объект была выделена семантическая структура (одной из первых работ стала статья Ф. Данеша "О трех аспектах синтаксиса", Прага, 1964).
В настоящее время достаточно большое внимание уделяется прагматическому аспекту предложения, которое обладает большим потенциалом. Язык предоставляет говорящему (пишущему) разнообразные возможности выразить в предложении свое отношение к предмету речи, к ситуации, о которой сообщается, к адресату. Эта прагматическая триада, реализующаяся в разных предложениях или полностью, или в какой-то своей части и взаимодействующая с его семантической структурой, делает предложение языковой единицей, обладающей глубоким и неодноступенчатым смысловым строением.
Таким образом, предложение в понимании современной синтаксической науки - сложное, многоаспектное явление, которое вряд ли может быть до конца когда-нибудь изучено.
Предложения имеют различное грамматическое значение, различное коммуникативное назначение, семантику и т.д., в зависимости от признака, положенного в основу классификации, предложения группируются в типы:
1.      Повествовательные, вопросительные, побудительные.
2.      Восклицательные и невосклицательные.
3.      Утвердительные, отрицательные.
4.      Членимые и нечленимые.
5.      Односоставные и двусоставные.
6.      Распространенные и нераспространенные.
7.      Осложненные и неосложненные.
8.      Полные и неполные.
Каждый тип простого предложения обладает либо коммуникативными, либо интонационными, либо структурными особенностями, при анализе предложения необходимо учитывать также способ выражения грамматического значения и семантическую структуру предложения.

Сложное предложение.
Сложное предложение – это предложение, имеющее в своем составе 2 и более предикативные единицы, образующие в конструктивном смысловом и интонационном отношении единое целое.
Но в истории русского синтаксиса сложилось несколько точек зрения на определение сложного предложения.
1.      А.А. Шахматов, А.М. Пешковский – термин сложное предложение права на существование не имеет. Пешковский предлагал термин сложное целое, а Шахматов – сочетание предложений. Дело в том, что простые предложения, входя в состав сложного, не утрачивают своих существенных признаков, сохраняют свою структурную и смысловую самостоятельность, что дает нам право осмыслять такие синтаксические структуры как «сочетание предложений» или как «сложное целое».
2.      В.А. Богородицкий: сложное предложение – единое целое, части которого по отдельности не имеют смысла и интонационной законченности, поэтому нельзя сводить сложное предложение лишь к сочетанию простых. Эту точку зрения развивали Н.С. Поспелов и В.В. Виноградов.
3.      В.А. Белошапкова  настаивает на том, что необходимо учитывать конструктивные и динамические аспекты. Части сложного предложения не предназначены для коммуникации в качестве отдельных единиц. Для сложного предложения характерна коммуникативная целостность. Она же выделает и средства выражения отношений между частями предложения:
a)      союзы и союзные слова (чтобы, потому что, откуда, когда)
b)      интонация
c)      порядок следующих частей
d)     корреляты – соотносительные и местоименные слова (тот…который, там…куда, тогда…когда)
e)      соотношения форм сказуемых («Стоило повернуть голову, как причудливое ощущение исчезло без следа» – другие формы глагола невозможны)
f)       употребление лексических элементов (что касается…то, дело в том, что)
Сочинение и подчинение.
Учение о сочинении и подчинении сложилось в середине 19 века в русской синтаксической науке. В 1920е в дискуссии по вопросу о сочинении и подчинении Петерсон убедительно показал неопределенность и зыбкость понятия зависимости и независимости частей сложного предложения.
Пешковский написал статью «Существуют ли в русском языке сочинение и подчинение предложений?» Пешковский указывает на ряд формальных особенностей, отличающих сложносочиненное предложение от сложноподчиненного. Важнейшее различие он видит в союзах. Провел лингвистический эксперимент, в результате которого он говорит об обратимости сложносочиненных предложений и необратимости сложноподчиненных.
Все небо было закрыто тучами, и шел дождь.  Смысл не меняется, обратимо: Шел дождь, и все небо было закрыто тучами.
Он не пошел в школу, так как у него болела голова.  При обращении нарушился бы смысл: У него болела голова, так как он не пошел в школу.
Белошапкова считает, что в основе деления сложного предложения на сложносочиненные и сложноподчиненные лежит сопоставление организации предложений с тем, как внутри простого предложения организованы члены. Сложносочиненные предложения – предложения, организация которых сопоставима с однородными членами, то есть однотипна.
В АГ-80 обращают внимание на средства связи (по союзам и союзным словам).
Сложное предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, называется сложносочиненным. Сочинительная связь предполагает равноправность частей предложения, которая выявляется только на синтаксическом уровне.
Сложноподчиненным называется сложное предложение, части которого связаны подчинительными союзами или относительными словами. Подчинительная связь между частями выражается в синтаксической зависимости одной части от другой. Часть сложноподчиненного предложения, синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, называется придаточной. Часть, подчиняющая себе придаточную, называется главной.
Бессоюзное сложное предложение - сложное предложение, предикативные части которого соединены взаимосвязанностыо своего значения и строения, ритмомелодическими средствами, без помощи союзов или относительных слов. Различаются:
1) бессоюзные сложные предложения однородного состава (с однотипными частями). По выражаемым ими значениям (одновременность пли последовательность событий, сопоставление или противопоставление действий и т. д.) и по некоторым структурным признакам (перечислительная интонация или интонация противопоставления, однотипность видо-временных форм глаголов-сказуемых, возможность вставки сочинительных союзов) предложения этого тина могут быть соотнесены со сложносочиненными предложения. Белое одеяло сброшено на пол, дом пуст, Вера Никандровна одна. Вы рветесь к войне — мы упрочили мир.
2) бессоюзные сложные предложения неоднородного состава (с разнотипными частями). По выраженными ими значениям (отношения обусловленные, причинно-следственные, изъяснительные и др.) и по некоторым структурным признакам (интонация, порядок следования предикативных частей единою целью, лексический состав первой части и др.) предложения этого типа могут быть соотнесены со сложноподчиненными предложениями. Биться в одиночку — жизни не перевернуть. (Н. Островский). Иногда лошади проваливались по брюхо: почва была очень вязкой (Фадеев). Федор понял: речь шла о связи (Фурманов).
При этой классификации возможны переходные или промежуточные типы бессоюзных сложных предложений, не соотносительные с предложениями сложносочиненными или сложноподчиненными, например бессоюзные предложения с пояснительными отношениями. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями... (Пушкин).
Другая классификация бессоюзных сложных предложений основана на различных типах интонации как важнейшей формальной стороны их построения. Выделяются:
1) перечислительные предложения (Шелк не рвется, булат не сечется, золото не ржавеет);
2) сопоставительные предложения (Дето припасает — зима поедает);
3) предложения обусловленности (Волков бояться — в лес не ходить);
4) объяснительные предложения (Ей представлялась картина: хрупкая ладья несется по течению);
5) присоединительные предложения (Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских,— это неоспоримо).
Критерием разграничения простого и сложного предложения в современном  русском языке является монопредикативность и полипредикативность (наличие двух или более предикативных частей в одном предложении, прогнозирующее появление сложного механизма взаимоприспособления предикативных частей, нацеленного на использование для этого специальных средств). Существуют разногласия в понимании соотношения простого предложения и части сложного (тождественны или нет), но наличие предикативности – их общий релевантный признак – обусловило то, что предикативная единица является инструментом анализа сложного предложения.
     Четкое разграничение простого и сложного предложения по признаку монопредикативности/полипредикативности, тем не менее, не всегда возможно.   
     Прежде всего, сомнения и разногласия вызывают конструкции, которые мы традиционно называем «осложнение простого предложения». 
Обычно осложненное предложение определяется так: осложненное простое предложение - простое предложение, имеющее в своем составе:
1.      обособленные обороты,
2.      однородные члены,
3.      вводные конструкции,
4.       слова-обращения
Определение сводится к перечислению разновидностей осложненного предложения, при этом не указывается общий признак, который характеризует осложненное предложение в целом в противопоставлении простому неосложненному предложению. Основная трудность определения заключается в неоднородности тех синтаксических явлений, которые традиционно подводятся под понятие осложнения.
     Однородные и обособленные члены – это члены предложения, в отличие от вводных слов и обращений. Но и между однородными и обособленными членами наблюдается существенное различие. Неоднородность традиционно выделяемых разновидностей простого осложненного предложения и, как следствие, невозможность объединить их общим признаком, открывает возможность иного подхода к описанию, разграничивающему центр  (предложения с обособлениями) и периферию (другие) – Бабайцева, Максимов. Основным признаком осложненного предложения считается полупредикативность. Туристы, уставшие и промокшие, остановились на привал. Наряду с основным сообщением (Туристы остановились на привал) здесь есть дополнительное, второстепенное (о том, что они устали и промокли). Но это сообщение не является самостоятельным, оно не развернуто в предикативную конструкцию. Это и есть полупредикативность – основной признак осложненных предложений.



Комментариев нет:

Отправить комментарий