четверг, 19 июня 2014 г.

37. Философский роман-притча "Робинзон Крузо"

37. Философский роман-притча "Робинзон Крузо"
Дефо – особенно важная фигура в развитии английской прозы, многие считают его родоначальником романа нового времени, говорят о нем, как о создателе нового типа романа, это обозначилось разными терминами — старый тип романа, включающий в себя фантастические элементы — romance, тот новый стал называться — novel. Дефо создает скорее естественный стиль в большей мере, чем жанровый тип. Робинзон Крузо — не роман, а скорее философская повесть. Дефо активно участвовал в политической жизни, был журналистом, автором памфлетов, ему принадлежат 500 произведений только 7 — романы. На могиле — автор Робинзон Крузо — единств роман кот остался в истории литры. Его политическая борьба — интересна и важна.
Книга Дефо появилась на гребне мощной волны литературы о путешествиях, захлестнувшей Англию того времени, — подлинных и вымышленных отчетов о кругосветных плаваниях, мемуаров, дневников, путевых заметок удачливых купцов и прославленных мореходов. Однако как бы разнообразны и многочисленны ни были источники «Робинзона Крузо», и по форме, и по содержанию роман представлял собой явление глубоко новаторское. Творчески усвоив опыт предшественников, опираясь на собственный журналистский опыт, Дефо создал оригинальное художественное произведение, органически сочетавшее в себе авантюрное начало с мнимой документальностью, традиции мемуарного жанра с чертами философской притчи.
1) Сходства и различия с плутовским романом
Сходства (в каком-то отношении присутствуют те же элементы, что и в плутовском романе):
·                     главный герой рассказывает о приключениях своей жизни от 1го лица, но по канону плутовского романа должен был начать с детства, а здесь примерно 18 лет.
·                     постоянное движение
·                     открытая композиция, подразумевающая, что можно включить все новые приключения — эта черта тоже знакома по плутовскому роману. В плутовском романе отдельные приключения нанизываются как бусины на нитку, их можно переставить. Каждый из эпизодов независим, нет между ними связей.
·                     Не встречает героев больше одного раза. 28-летнее пребывание на острове расчленяется на цепочку эпизодов. И само по себе тоже является эпизодом.
Различия:
·                     Робинзон стремится разбогатеть, и в отличие от героев плут романов, ему это удается, те жили в мире, который поворачивался к ним темной стороной.
·                     Прочное социальное положение герои плутовского романа занять не могли. У Робинзона с этим лучше: владелец плантации, которая приносила доход, даже пока он сидел на о-ве. В 60 лет снова выходит в море, ведет жизнь бурную и беспокойную, но с материальным у него все в порядке, в отличие от плутов 17 века, которые еле могли раздобыть себе обед.
·                     Остров — нечто, что выпадает из рамок плутовского романа, именно благодаря истории с островом он остался в истории литературы. Иначе был бы просто авантюрным романом.
·                     Внимание к деталям, подробное описание их, а не приключений. Робинзон не поэтичен, не видит природных красот, а видит практическую сторону. После бегства убивает льва, леопарда. Приключения выходят на 2-й план.
·                     Героя занимает перечисление денег, богатств, которые принадлежат ему. Такого материала в плутовском романе никогда не было. Они могли добиться временного успеха, но никогда не было точных цифр. Скрупулезность, внимательность к точным цифрам — то новое, что приносит роман 18 века. У Симплиция — сказочные меры — мешок дукатов, клад, определенность такого рода ему совершенно не нужна. А писатель начала 18 века всё тщательно восстанавливает.
·                     Рассказ Робинзона можно принять за реальность. Симплиций жил в Германии, но в куда более условном мире. Хотя с Симплицием происходили вещи хуже, чем с Робинзоном, но он их так рассказывал, что мы чувствуем дистанцию, искусственность мира, не примем рассказ Симплиция за исторический документ. В то время тоже была тяга к приключениями ради обогащения. Сам стиль сухо деловитый. Ничего лишнего, никаких прикрас. Если бы Дефо описывал прикрасы, мы бы что-то заподозрили. Никаких стилистических изысков. Робинзон стоит у истоков особого типа повествования, который потом разовьется в романе 18 веке — повествование, ориентированное на фактическую, документальную достоверность. Роман написан как реальный отчет о реальной судьбе, нет волшебных кладов, ведьм, мы склонны верить автору. В ту эпоху публиковались отчеты о чем-то похожем.
2) Притчевый смысл романного сюжета. Дефо впитывает традицию путешествий и мемуаристики. Ему важно достигнуть естественности повествования от лица героя. Дефо взял за основу реальную историю: в 1704 г. шотландский моряк Александр Селькирк, поссорившись с капитаном корабля, высадился на незнакомом берегу с небольшим запасом провизии и оружия и четыре с лишним года вел отшельническую жизнь на острове Хуан Фернандес в Тихом океане, пока его не подобрало проходившее мимо судно под командой Вудса Роджерса. С историей Селькирка Дефо мог познакомиться по книге Роджерса «Плавание вокруг света» (1712) и по очерку Стила в журнале «Англичанин» (1713). Селькирк за 4 года начисто утратил навыки человеческого общения и цивилизованной жизни. Потребовалось время для адаптации. Когда он вернулся домой и пришел в себя написал отчет. Он был ученым. А не простым матросом. Стил наткнулся на этот материал, написал эссе, в котором подчеркивал, что счастлив тот человек чьи потребности ограничивались естественными нуждам. От этой истории отталкивался Дефо, но есть отличия: Крузо окультурил о-в, не одичал, срок пребывания увеличился, о-в переехал — северная оконечность Южной Америки (а Селькирк был в Тихом океане). За их исключением — жизненная история, люди оказывались в подобных условиях. Ещё и эту традицию усваивает автор. К плутовскому роману добавляет документальный материал — более интересный синтез, чем у писателей 17 века.
Причем такая трансформация этой истории в притчу, сопровождается ещё одним притчевым началом - излюбленным мотивом английских романистов еще в эпоху Возрождения "блудного сына". Крузо поссорился с отцом, из-за того, что хотел путешествовать по морю. Это много раз подчеркивается — в тот день, когда он поссорился с отцом, он попал на о-в и т. д. Дефо преображает притчевое начало — в притче блудный сын кается, возвращаясь, а у Дефо — он оказывается победителем, опираясь на собственный труд, принципы. Приезжает домой, узнает, что отец умер, а наследники поделили имущество, ему это не нужно так как он сам разбогател.
3) Философское в романе. Герой Дефо неожиданно оказывается учеником просветительской философии XVIII в.: он — космополит и предоставляет испанцам равные права с англичанами в своей колонии, он исповедует веротерпимость, уважает человеческое достоинство даже в «дикарях» и сам исполнен гордым сознанием личного превосходства над всеми самодержцами земли. Англичанин протестант, Пятница — новообращенный христианин, испанец-католик, отец — язычник-людоед. Компания что надо. А живут бок о бок. Нет религиозных, этнокультурных конфликтов, им не до этого. Не до глупостей, у них важная цель, работают не покладая рук  соучастии, не обращая внимания на религиозные различия. Это совершенно невероятная ситуация для Европы 18 века — раздираемой войнами, в т ч и религиозными. Робинзон мечтал о друге, а Пятницу сделал слугой. На о-ве есть социальное неравенство, а социальных конфликтов нет.
 «Робинзон Крузо» множеством нитей связан с философскими идеями Джона Локка: по существу, вся «островная робинзонада» и история робинзоновой колонии в романе звучат как беллетристическое переложение трактатов Локка о правлении. Сама тема острова, находящегося вне контактов с обществом, за два десятилетия до Дефо уже была использована Локком в его философских трудах. С Локком сближают Дефо и воспитательные идеи о роли труда в истории человеческого рода и становлении отдельной личности. Руссо недаром называл роман Дефо «удачнейшим трактатом о естественном воспитании». 28 лет Робинзон проводит на о-ве, но преодолевает трудности с помощью труда, Руссо говорил, что это роман о труде.
Робинзонада — на первый взгляд, история человека, который трудится и строит жизнь в естественных условиях. Но замысел воплощения в образе Робинзона "естественного человека" отмечен известной двойственностью. Робинзон с самого начала своего пребывания на острове — не «естественный», но цивилизованный человек, изолирован не от цивилизации, но от сложившихся общественных отношений, строит их сам и заново на принципах веротерпимости, цивилизует природу. Пребывание героя на необитаемом острове - вынужденное, герой не жаждет уединения, тоскует по людям и цивилизации. К тому же, история Робинзона - это еще и история развития человечества от варварства к цивилизации (Робинзон строит цивилизацию, проходит путь человечества): в начале Робинзон — охотник и рыболов, потом — скотовод, земледелец, ремесленник, рабовладелец. Позднее, с появлением на острове других людей, он становится основателем колонии, устроенной в духе локковского «общественного договора». Робинзон выступает как социальный человек, будучи один, он сам себе дает законы, которым он должен следовать, когда появляется Пятница, то видно, что здесь он озабочен тем, чтобы социолизовать и этого героя. Они составляют общество, появляется на о-ве модель усовершенствованного человеческого общества, которая построена на разумных началах, к которому приходит путем проб и ошибок. Необходимо осмыслить также и функцию образа Пятницы - другого варианта "естественного человека". Пятница первоначально, когда он дикарь, он из племени каннибалов — за гранью человечности, для того, чтобы стать естественным человеком в понимании Дефо должен приобрести качества социальной жизни, с этими положениями Руссо будет спорить и выдвигать свой тип естественного человека.
Религиозность героя. Робинзон оказался на о-ве не по своей воле, но потом благодарит бога за это, есть духовный путь, духовное возвышение героя. До этого он богохульствовал, жил среди матросов, которым не до религии. В 1-й год своего пребывания он тяжело заболевает, единственное его утешение — библия. Он забрал Библию по привычке все уносить. Вначале понимает Библию буквально. После выздоровления приучается читать Библию, вживается в её образный строй. «Избавлю тебя» — сначала освобождение из заточения, а теперь избавление от грехов. Перестает жалеть о своем одиночестве, смиряется с тем, что он на о-ве. Он приходит к богу. Дефо использует и эту традицию, заставляет героя пережить то, чего ждет обычный христианский читатель.
Изначально Робинзон ищет в религии утешения — практическая цель. От высокого пуританства Мильтона его отличает пропасть. Его натура подразумевает новый тип религиозности  - религиозность 18 века. Считает добро и зло в своем положении, как деньги. Колонка добра больше. После подсчетов решает, что добра ему выпало больше. Это хорошо для бога, что он так решил, если бы вышло иначе, он бы проклинал бога. Эпизод с семенами из мешка, которые проросли, сначала счел чудом, а потом понял - откуда; эпизод, когда Пятница спросил его, почему бог не уничтожит зло, а тот увиливает — но любой человек знающий веру, знает ответ, простой вопрос. Его религиозность практическая и рациональная — подступ к религиозности, которая в 18 веке — деизм — рациональная религия, опирающаяся на доводы разума.
1) Лекции и семинары

2) Сидорченко Л. В. История зарубежной литературы XVIII века

2 комментария: